Атаман Гуковского юрта рассказал о современных казаках

Дата: 20 октября, 2023 | 12:00
Автор: Валерия Жирнова

Казаку – милее воля, казаку – превыше честь

В Ростовской области отношение к казачеству бережное. Здесь, на воспетой донским писателем Михаилом Шолоховым земле, почитают и любят  донцов. Интересно, какое оно, казачество в наши дни? Об этом расскажет заместитель атамана Черкасского округа, атаман Гуковского юрта, казачий генерал Александр Васильевич Кравченко.

Начнем с самого начала. Как возрождалось казачества на Дону?
Процесс запустили в 90-х годах прошлого века. Определенная часть мужского населения разных возрастов и этносов ринулась в казачество. Я бы разделил их всех на три группы: люди, так скажем, думающие, потом средняя прослойка и те, кто стихийно поддался обстоятельствам. Первая группа надеялась, что раз казачество возрождают, то им дадут какую-то волю или то, что отобрали у предков много лет назад. Вторая категория – средняя – были ребята, которым казачество близко по духу. А третью группу образовывали люди из рабочей среды, которые хотели почувствовать себя значимыми, попытаться стать  «важными начальниками».

И что же сделали эти три группы?
В 1993 году возле Администрации Ростовской области казаки, которые приехали со всей области, устроили бунт. Сюда прибыли представители Федерального Правительства и пообещали бунтующим провести реабилитацию казачьего народа. Я считаю, Правительство не захотело подойти ответственно к своему обещанию. Сказали казакам, мол, записывайтесь в реестр и регистрируйтесь. Бунт закончился, и люди начали думать: «Если я регистрируюсь в реестре, значит я казак, а если я не зарегистрирован, тогда что я, не казак? А если я потомственный казак, но не зарегистрируюсь, значит, я не казак? Значит, и дед мой не казак? Как это так?!»

Как в итоге все разрешилось?
Определенная группа людей сформировалась возле Николая Ивановича Козицына – это общественные казаки. А те, кто пошли  под крыло Администрации – реестровые.

Какие отношения между реестровыми и общественными казаками в Гуково?
Когда я пришел сюда, между реестровыми и общественными казаками часто возникали конфликты. Но вместе с атаманом реестровых постарались их всех помирить. Сказали, что если вдруг что, кашу будем кушать с одного котелка. И поэтому сейчас мы общаемся и вместе решаем насущные проблемы. На всех городских праздниках, будь то День Защитника Отечества или День Победы, в парках города, на площади, в храме, обязательно есть представители реестровых и общественных казаков. Нас объединяет общая ответственность и защита интересов Отечества.

Насколько я понимаю, вы не сразу пришли в казачество. Когда решили в него вступить?
Начну с того, что до того как прийти сюда, я работал в объединении «Гуковуголь». Лезть во все это новое казачество какое-то время не пытался. Я пришел в Гуковский юрт позже, когда тут происходил какой-то бардак. Те три группы, о которых я говорил, начали постепенно раскалываться: постоянные замены атаманов сыграли свою роль, да и некоторые новоиспеченные казаки не отличались примерным поведением. В итоге остались только те ребята, кому казачество было по духу.

Чем занимается гуковский юрт, атаманом которого вы являетесь уже много лет? 
Несколько лет назад мы ходили в дозор вместе с пограничниками и охраняли весь наш гуковский участок. Теперь больше участвуем в охране общественного порядка. В течение трех лет охраняли парк «Антрацит». Своими силами сделали плиточные полы в клубе «Ростовский». Сейчас там проводят разные мероприятия, а нас вспоминают добрым словом. Пару лет  назад засыпали 1 км дороги в хуторе Гуково и построили мост. Это лишь малая часть того, что мы с казаками сделали в Гуково.
Мы всегда помогаем погорельцам, беженцам. Сейчас вот собираем одежду, медикаменты, продукты, везем это все в Новочеркасск и направляем в Донбасс. Стараемся поддерживать жителей, ведь Луганская область тоже когда-то была территорией Всевеликого войска Донского.

Казаки – испокон веков считаются настоящими защитниками Отечества. В каких военных операциях участвовали казаки Гуковского юрта? 
В 2014 году мы принимали самое активное участие в Вооруженном конфликте в Донбассе. Кроме того, поставляли в ДНР и ЛНР продовольствия и медикаменты. Тогда совместно с Администрациями г. Гуково и Красносулинского района и МЧС оказали содействие в организации пункта временного размещения. Мы понимали, что делаем важное дело: сохраняем жизнь женщин, детей и стариков.

А до конфликта на Украине?
Ранее казаки нашего города воевали и в Чечне, и в Молдавии, и в Абхазии. Кстати, в 2003 году участвовали в одном из парадов в честь десятой годовщины освобождения Абхазии. Мы встречались с Президентом республики Владиславом Григорьевичем Ардзинба. Наш атаман Николай Иванович Козицын подарил ему коня. Президент республики так гордился этим, потому что для кавказцев получить коня в подарок – это верх уважения.

Известно, что казаки очень трепетно относятся к своим обычаям и традициям. Какие праздники для вас, казаков, – главные?
У нас два основных праздника: 6 мая – день Георгия Победоносца и 14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы. Как правило, в эти дни все казачьи юрты собираются на площади в Новочеркасске для торжественного празднования. Все делаем, как положено: казаки проходят строевым шагом с шашкой на боку, держа свои знамена. И, конечно, на праздниках всегда выступает Козицын и атаманы других округов, ведь в столицу казачества съезжаются представители со всех войск.

Я знаю, что казаки очень серьезно подходят к воспитанию молодого поколения. Что в Ростовской области делают для популяризации  казачества среди детей?
Как я уже говорил, сейчас идет активное возрождение казачества. На этом фоне стали создаваться казачьи кадетские корпуса для того, чтобы с детства воспитывать молодое поколение в соответствии с нашими традициями. В настоящее время создано более 18 казачьих кадетских школ. Есть даже казачьи кадетские профессиональные училища. Так, в Новочеркасске первым был создан Донской казачий кадетский корпус. За все время его существования, Гуковский юрт выдал примерно 30 ребятам ходатайства для направления на обучение в казачьем кадетском корпусе.

Конкретно у нас в Гуково есть что-то подобное?
В городе есть казачья Средняя школа № 22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова. Помимо этого,  детские сады «Светлячок» и «Жемчужинка» имеют статус «казачье дошкольное учреждение». А казачья детско-молодежная организация «Донцы» ведет свою работу в городе Гуково еще с 2013 года.

Со своей стороны пару лет назад в Средней школе №9  организовал молодежную дружину «Юный друг полиции», куда входили одиннадцать старшеклассников. Они дежурили в школе во время перемен: на каждом этаже по два дружинника следили за порядком и поведением учеников, помогали преподавателям.

Беседовала Маргарита Качура

 

Другие новости из этой категории

10 июня, 2024 | 15:15

Батраз Кучиев: между Россией и Осетией 250 лет большой дружбы

В Республике Северная Осетия-Алания готовятся отмечать 250-летие добровольного присоединения Осетии к России. Торжественные мероприятия идут по всей республике, а Президент Владимир Путин издал Указ о праздновании этого события на федеральном уровне. В 1774 году, Великая государыня Екатерина II, подписала указ о добровольном вхождении Осетии в Российскую Империю. В ходе переговоров, которые проходили в Моздоке, генерал-майор Петр Кречетников, выступал в качестве представителя России, осетинский народ представляли 20 старейшин. В соответствии с условиями Кючук-Кайнарджийского мирного договора, Турция была лишена своих прав на контроль над Осетией и Кабардой. С тех пор минуло 250 лет, но до сих пор в Осетии это событие называют знаковым и считают большой и великой дружбой, которая всегда высоко ценится на Кавказе. [gallery columns="1" size="medium" ids="4700"] О том, что еще значит для осетин это событие, «Югу России» рассказал Председатель правления СОРКПОО «Иудзинад», руков
18 мая, 2024 | 18:09

18 мая жители Калмыкии отмечают День калмыцкого чая

Фото: Калмыкия онлайн В третью субботу мая жители Калмыкии по традиции отмечают День калмыцкого чая.  Об этом сообщает Телеграм-канал Калмыкия online. По-калмыцки праздник называется Хальмг цяягин няр. Он был учрежден в 2011 году народным Хуралом республики в целях сохранения и возрождения национальной культуры. Чайная церемония в Калмыкии носит особенный характер. Так, считается что нельзя пить чай из пиалы со сколотыми краями. Кроме того, сначала калмыцкий чай принято подавать старшему по возрасту гостю, независимо от родственных уз. Прежде чем отпить чай из пиалы, нужно взять ее обеими руками и совершить ритуал кропления «цацл цацх», а затем произнести добрые пожелания в адрес чая, хозяина дома и всей его семьи. После того как чай выпит, пиалу нельзя переворачивать верх дном. Это расценивается как проклятье. По легенде рецепт чая калмыки получили от некоего лекаря, который прописал напиток занемогшему известному религиозному реформатору Цзонхава.  Благодаря чаю больной  исцелился
Кубачи, ювелирный класс
30 апреля, 2024 | 13:12

Школьники из дагестанского аула Кубачи изготавливают и продают ювелирные изделия

В кубачинской школе им. А.Г Караева в Дагестане на уроках труда наладили ювелирное производство. Как узнали журналисты издания «Юг России», ученики и учителя изготавливают из меди разнообразные изделия: начиная от магнитов, кошельков, небольших сувениров, заканчивая браслетами, подстаканниками, тарелками и кувшинами. — Вообще Кубачи испокон веков славится своими изделиями из серебра и золота, но это дорогие металлы. Поэтому дети отрабатывают навыки в ювелирных классах на меди. Однако и этот материал достаточно дорогой. Раньше школа имела поддержку от местного ювелирного комбината, который обеспечивал мастерские необходимыми для выполнения работ материалами, но на данный момент он закрыт, — рассказывает изданию «Юг России» завуч по воспитательной работе Култум Куцулова.   Однако в кубачинской школе сумели найти выход из сложившейся ситуации. Медные изделия, которые изготавливают учителя и ученики, решили продавать. Основными покупателями стали туристы. Их, кстати, в Кубача
7 апреля, 2024 | 13:50

В Крыму найдена каменная гробница скифских царя и царицы

Фото: ТАСС Находка сделана во время масштабных археологических раскопок, которые начались в 2017 году после решения о строительстве трассы «Таврида». Погребение скифской царской четы, жившей на полуострове в 4 веке до нашей эры, обнаружено во время раскопок кургана Туак-Оба в Белогорском районе Крыма.  Об этом сообщает  ТАСС со ссылкой на замдиректора музея-заповедника «Неаполь Скифский» Ирину Шкрибляк. «В разграбленном склепе мы нашли два черепа: мужской и женский. Антрополог из Уфы Алексей Нечвалода, который специализируется на реконструкции внешнего облика, помог воссоздать лица. Это были люди из высшей элиты, царь и его жена. Причем женщина, скорее всего, была погребальной жертвой, а не умерла вместе с мужем», - отметила Шкрибляк. Уфимский антрополог Алексей Нечвалода воссоздал облик царской четы по методу советского антрополога Михаила Герасимова, который в свое время создал по найденным останкам изображение скифского царя Скилура.  По мнению археологов, найденное погр