Кавказ в тренде: Туристический бум-2024 манит миллионы россиян

Дата: 19 сентября, 2024 | 07:00
Автор: Ния Топурия

Туристический сезон 2024 года еще в разгаре, но уже можно говорить о его успехе — миллионы россиян делятся в соцсетях фотографиями на фоне прекрасных пейзажей Северного Кавказа. В прошлом году регион посетили более 3 миллионов путешественников.

Как сообщил журналисту издания «Юг России» врио директора департамента социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа Минэкономразвития России Денис Герасимов, туристическая сфера Северного Кавказа стремительно развивается. Популярность региона растет как в пределах туристско-рекреационных особых экономических зон, так и за их пределами.

Фото: врио директора департамента социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития России Денис Герасимов

Среди регионов безусловным лидером стал Дагестан, где число туристов утроилось. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) уже почти достиг цели президента — увеличить долю туризма в экономике до 5% к 2030 году (сейчас этот показатель составляет 4,7%). По прогнозам, к указанному сроку эта цифра будет даже превышена, подчеркнул Денис Герасимов.

Гостиницы и курорты СКФО в 2023 году заработали 59,9 млрд рублей, что на 33% больше, чем в 2022 году. За первую половину 2024 года доходы достигли уже 33,8 млрд рублей, что свидетельствует об устойчиво растущем спросе на отдых в этом живописном регионе.

В ответ на повышенный спрос государство поддерживает строительство новых гостиниц. В 2023 году на это было выделено 1,6 млрд рублей, а в 2024 году — 1,7 млрд рублей.

По программе льготного кредитования в СКФО реализуются 5 крупных гостиничных проектов на 1600 номеров. По объему федеральной поддержки в топ-10 попали сразу 3 региона СКФО: Дагестан 4 место, Кабардино-Балкария 5 место, Северная Осетия-Алания 9 место. По программе льготного кредитования крупных отелей в СКФО строятся 5 объектов на 1,6 тыс. номеров.

От Архыза до Эльбруса: Особые экономические зоны Кавказа

Правительство активно способствует развитию туризма через специальные экономические зоны (ОЭЗ). На Кавказе расположены 6 из 10 таких зон, включая популярные горнолыжные курорты. В прошлом году курорт «Архыз» был передан частному инвестору с обязательством построить до 2030 года не менее 30 км новых трасс, а также отели, кафе и рестораны.

Фото: Кавказ.РФ

КАВКАЗ.РФ ведет строительство на курортах «Мамисон», «Ведучи» и «Эльбрус». В прошлом году было введено в эксплуатацию 20 новых объектов. При этом курорты «Ведучи» и «Эльбрус» уже функционируют, и только в прошлом году их посетило более 750 тысяч человек, а в первом полугодии этого года — порядка 500 тысяч. С 2022 года активно идет строительство инфраструктуры на курорте «Мамисон».

По поручению Президента, в рамках проекта «5 морей» создается новый курорт «Каспийский прибрежный кластер» в Дагестане. Регион уже подписал соглашения с тремя резидентами, одно из которых было заключено на Кавказском инвестиционном форуме.

Правительство планирует создать новую экономическую зону в Ставропольском крае, известном своими городами-курортами: Железноводском, Кисловодском, Ессентуках и Пятигорске. Эти места славятся бальнеологическими ресурсами и могут привлечь еще больше туристов.

До 2030 года Кавказ.РФ и местные администрации завершат все строительные работы на действующих курортах в рамках особой экономической зоны. Основное внимание будет уделено развитию санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод, как поручил президент.

Как частные инвестиции изменят Кавказ

Турист едет туда, где развит сервис. Чтобы улучшить инфраструктуру на Кавказе, необходимо привлечь частные инвестиции, считают в минэкономразвития. Государственно-частное партнерство (ГЧП), концессии и инвестиционные соглашения — откроют эксклюзивные возможности для бизнеса и обеспечат комфорт и сервис для гостей и жителей регионов СКФО.

РСТ назвал треккинг по Кавказу самым популярным пешим маршрутом в России

Другие новости из этой категории

17 декабря, 2025 | 12:16

Новогодняя сказка родом из Астрахани: сценарист фильма «Письмо Деду Морозу» дала интервью «Югу России»

Астрахань, 17 декабря 2025 г. - На пороге новогодних праздников анонсы кинопремьер пестрят заголовками, но одна из них сияет ярче остальных – комедия "Письмо Деду Морозу" с участием Натальи Орейро, Ивана Охлобыстина и Кристины Асмус. Имя автора сценария этого фильма – Венера Чернышева (Ажимулаева), НАША землячка из Астрахани. "Юг России" пообщался с Венерой, чтобы узнать о ее пути к успеху, о том, как южный колорит повлиял на создание новогодней сказки и о секретах сценарного мастерства. "Юг России": Венера, поздравляем с премьерой! Как ощущения от выхода фильма на большие экраны? И что было самым сложным в работе над сценарием? Венера Чернышева: Спасибо огромное! Ощущения непередаваемые. Конечно, есть волнение, но в основном – огромная радость и надежда, что зрителям фильм понравится. Самым сложным было найти баланс между комедией и драмой, сохранить искренность и душевность истории, не скатиться в примитивный юмор. Хотелось создать что-то, что заставит людей смеяться и плакать одно
16 декабря, 2025 | 16:03

Развитие инфраструктуры ВМФ: Минобороны определило задачи на 2026 год

Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВМФ подвел итоги 2025 года и определил ключевые задачи по эксплуатации военных городков на 2026 год. В период с 9 по 10 декабря 2025 года под руководством начальника филиала, подполковника Алексея Алексеева, состоялось итоговое совещание, посвященное подготовке военных городков ВМФ к предстоящему зимнему отопительному сезону 2025–2026 годов и задачам на межотопительный период 2026 года. В мероприятии приняли участие руководители отделов КЭУ ЧФ и начальники жилищно-коммунальных служб филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВМФ. В 2025 году филиал добился значительных успехов в рамках энергосервисных контрактов. Модернизация пяти котельных Северного флота с переводом на альтернативные виды топлива (газ, уголь) в Архангельской и Мурманской областях позволила снизить негативное воздействие на экологию и оптимизировать затраты на теплоснабжение региона. Кроме того, филиал провел капитальный ремонт на 9 объектах казарменно-жилищного фонда и 3 объе
15 декабря, 2025 | 11:23

Крушение АН-22: «Авиаремонт» защищается от ложных обвинений в СМИ

"Авиаремонт" остро реагирует на спекуляции вокруг крушения АН-22 в Ивановской области. Компания заявляет о непричастности к последнему ремонту рухнувшего самолета и обвиняет СМИ в попытке очернить авиационную отрасль. После трагического инцидента, "Авиаремонт" выпустил официальное заявление, в котором категорически опровергает информацию о том, что потерпевший крушение военно-транспортный самолет АН-22 проходил ремонт на 308-м авиаремонтном заводе (АРЗ) непосредственно перед катастрофой. Представители компании подчеркивают, что последние работы, в которых принимали участие специалисты "Авиаремонта", датируются 2007 годом – это были контрольно-восстановительные мероприятия. При этом, в "Авиаремонте" уточняют: в 2022-2023 годах самолет проходил обслуживание в филиале ПАО "Ил" – им. В.М. Мясищева. А после этого эксплуатация и обслуживание воздушного судна осуществлялись силами специалистов воинской части: непосредственно теми, кто его использовал. Выражая искренние соболезнования
11 декабря, 2025 | 09:55

Ростех вернул в небо десять гражданских самолётов после начала СВО

Вопреки санкциям, Ростех успешно восстановил десять гражданских самолётов различных типов с начала специальной военной операции, вдохнув жизнь в воздушные суда, которые ранее простаивали. Этот проект стал ответом на вызовы 2022 года, когда западные санкции ограничили доступ к обслуживанию и запчастям для авиационной техники. В рамках проекта восстановления лётной годности двенадцати самолётов, стартовавшего в 2022 году, Ростех сосредоточился на возвращении в строй таких моделей, как Ту-204/214, Ан-148 и Ил-96-400Т. Большая часть этих самолётов уже эксплуатируется различными заказчиками. Например, два грузовых Ил-96-400Т были восстановлены и переданы SkyGates, дочерней компании Red Wings. Кроме того, авиакомпания Red Wings получила Ту-204 и Ту-214 для пассажирских перевозок. Но работы еще не завершены, поэтому оставшиеся Ту-204 будут поставлены эксплуатантам в 2026-27 годах. Эти самолёты оснастят новым оборудованием, соответствующим требованиям заказчиков и действующим федеральным