Маэстро городских полотен: Элиста примеряет на себя наряды из муралов
В преддверии III Международного буддийского форума и празднования 160-летнего юбилея Элиста преображается, словно невеста, готовящаяся к торжеству. Наряду с масштабным благоустройством особый шарм столице Калмыкии придают новые монументальные произведения искусства — квадриптих муралов, украсивших фасады городских домов. Эти настенные шедевры, словно поэмы, выгравированные на бетоне, рождены вдохновением художников Дорджи Утнасунова и Максима Халгаева. Маэстро городских полотен открыли изданию «Юг России» врата в мир своих творческих концепций и поделились секретами создания работ. В эксклюзивном интервью они рассказали, как превратили городские стены в арт-объекты, посвященные ансамблю «Тюльпан».

Юг России: Как вы восприняли новость о проведении III Международного форума в Элисте и какое значение это событие имеет для вас лично и для калмыцкой культуры в целом?
Дорджи: Лично для меня — это вдохновение. Форум собирает людей из разных стран, религий, культур, и это напоминает, что Элиста — не просто точка на карте, а место силы, духовности и диалога. Для калмыцкой культуры — это подтверждение, что она живая, дышит, развивается. Форум показывает, что традиции не пылятся в музеях, а выходят на улицы, в разговоры, в современность и искусство.
Максим: Эта новость стала для меня радостным событием. Буддийский форум в Элисте — это возможность не только привлечь внимание к духовной жизни Калмыкии, но и показать богатство нашей культуры. Лично для меня это вдохновение и повод задуматься о том, как искусство может поддержать атмосферу единства. Форум подчеркивает значимость буддизма для Калмыкии и открывает новые возможности для культурного диалога.
Юг России: Ваши работы создают особую атмосферу в городе, говоря на языке калмыцкой культуры. Что для вас является главным источником вдохновения при работе над муралами и другими проектами, посвящёнными буддийской тематике?
Дорджи: Главный источник вдохновения — всё вокруг, общество. Их вера, их повседневность, их желание сохранить корни. Когда я вижу, как прохожие останавливаются возле мурала и улыбаются — это и есть настоящее топливо для творчества.
Максим: Вдохновение даёт сама философия буддизма — идеи гармонии, сострадания и внутреннего равновесия. Мы стараемся не просто воспроизводить символы, а передавать ощущение тишины и силы, которые они несут. Большую роль играет также общение с людьми и природой: степь, небо, орнаменты — всё это рождает образы, которые хочется воплотить в работах.
Юг России: Как вы считаете, как ваши работы, украшающие Элисту к форуму, повлияют на восприятие города гостями и жителями, и какое впечатление вы хотите произвести?
Дорджи: Когда гость приезжает в Элисту, он ожидает увидеть хурулы, буддийские символы, степь. А мои работы на улицах — это как мост между этим ожиданием и современной энергией города. Они показывают: мы не просто бережём традиции, мы умеем их переосмысливать и транслировать в будущее.
Максим: Я надеюсь, что наши работы помогут гостям увидеть Элисту как город, где традиции и современность могут сосуществовать. Для жителей — это напоминание о богатстве своей культуры, которым можно гордиться. Я хотел бы, чтобы люди чувствовали духовную атмосферу, уважение к культурному наследию и одновременно вдохновлялись современным искусством, и гордость за культурное наследие.
Юг России: Какой отклик вы получаете от жителей Элисты на ваше творчество, посвящённое культуре и традициям? Есть ли какие-то особенно запомнившиеся отзывы или истории?
Дорджи: Очень положительно. Молодёжь реагирует по-своему: фоткается на фоне. А ещё дети часто подходят и просят баллончик — им хочется самим «прикоснуться». Для меня традиция: поколение видит в граффити не вандализм, а красоту, которую с Максом делаем в тандеме.
Максим: Жители часто благодарят за то, что в городе появляется больше красоты и символики. Очень трогает, когда старшее поколение говорит: «Это напоминает мне о детстве и культуре, в которой я вырос». А для молодежи такие работы становятся чем-то новым и близким, потому что они продвигают традицию в современной форме.
Юг России: Как вы видите развитие современного искусства в Калмыкии и какую роль в этом процессе отводите себе?
Дорджи: Современное искусство в Калмыкии я вижу как степь — бескрайнее поле, где можно сажать всё что угодно. У нас есть мощный корень — буддийская культура, орнаменты, степь, вкусная еда, традиции кочевников. И есть жажда нового: муралы реализма, уличное искусство (из чего угодно), перформансы, выставки, арт-объекты. Важно не противопоставлять, а соединять. Моя роль? Наверное, проводник эстетики, показываю свой взгляд на простые вещи.
Максим: Современное искусство в Калмыкии находится в процессе становления. Оно ищет свой язык и форму. Мне хочется быть частью этого движения, вносить вклад через проекты, которые соединяют традицию и актуальные художественные практики. Думаю, наша задача как художника — показать, что культура может быть живой и современной, не теряя при этом своего смысла.

Юг России: Какие техники и материалы вы предпочитаете использовать в своей работе и почему?
Дорджи Утнасунов: В основном в работе над муралами мы используем аэрозольные краски, так как они подходят для больших поверхностей и позволяют работать динамично. Они дают простор и позволяют работать в городском пространстве. Нам важно, чтобы техника давала свободу и возможность сочетать четкие линии с живыми формами.
Юг России: Какие современные технологии и подходы вы используете в своей работе и как они помогают вам выразить свои идеи?
Максим Халгаев: Я активно использую цифровые эскизы и графические программы, которые позволяют заранее продумывать композиции и цветовые решения. Иногда применяю проекционное оборудование для перемещения контуров на поверхности. Но чаще в работе над муралами мы используем современный метод переноса и масштабирования изображения на стену, используя небольшие символы, предварительно нанесенные на подготовленную поверхность. Совмещаем их с изображением в электронном виде, после распечатываем на листе бумаги и затем переносим изображение на стену как по сетке координат. Эти технологии и техники экономят время и помогают обеспечить точность, не ограничивая свободу творчества.
Юг России: Какие элементы калмыцкой культуры вы стараетесь отразить в своих работах в первую очередь, и почему они для вас важны?
Дорджи Утнасунов: Орнаменты, степные мотивы, образы животных и растений, связанные с Калмыкией. Они олицетворяют память народа и являются связующей нитью между прошлым и будущим. Отражая их в современных работах, мы стараемся сохранить эту связь и сделать ее ближе к людям сегодня.
Юг России: Как вы считаете, что делает калмыцкое искусство уникальным и неповторимым, и как вы стремитесь сохранить эту уникальность в своих работах?
Максим Халгаев: Калмыцкое искусство неповторимо тем, что в нем соединились духовность буддизма и эстетика степной культуры. Это сочетание делает его узнаваемым и уникальным. В своих работах я стараюсь сохранить основы, но выражаю своим современным языком, чтобы оно было понятным и близким для людей.
Юг России: Как ваш личный духовный опыт влияет на ваше творчество, особенно при создании работ, посвящённых буддизму?
Дорджи Утнасунов: Мой личный духовный опыт помогает создавать образы, которые способны откликаться у людей. Когда я работаю над буддийскими темами, я думаю не только о себе, но и о зрителях — о том, какое чувство они унесут с собой. Мне важно, чтобы они чувствовали не просто красоту, а прикоснулись к идее гармонии и сострадания.

Юг России: Как происходит процесс совместной работы с другими художниками, например, при создании муралов? Какие вызовы и возможности в таких проектах?
Максим Халгаев: Совместная работа — это всегда интересный опыт. Каждый привносит свой стиль, свою энергетику, и в результате рождается что-то большее, чем если бы мы работали отдельно. Конечно, бывают сложности — нужно уметь договариваться, находить общий язык и согласовывать идеи. Но именно это делает проект живым и насыщенным.
Другие новости из этой категории

Штрафы до 500 тысяч рублей за систематический буллинг

Трагедия в Турции: Жена погибшего моряка планирует вернуть его в Астрахань

Астрахани срочно нужны дворники: Работы много, а желающих мало














