Маэстро городских полотен: Элиста примеряет на себя наряды из муралов

Дата: 15 сентября, 2025 | 08:02
Автор: Ния Топурия

В преддверии III Международного буддийского форума и празднования 160-летнего юбилея Элиста преображается, словно невеста, готовящаяся к торжеству. Наряду с масштабным благоустройством особый шарм столице Калмыкии придают новые монументальные произведения искусства — квадриптих муралов, украсивших фасады городских домов. Эти настенные шедевры, словно поэмы, выгравированные на бетоне, рождены вдохновением художников Дорджи Утнасунова и Максима Халгаева. Маэстро городских полотен открыли изданию «Юг России» врата в мир своих творческих концепций и поделились секретами создания работ. В эксклюзивном интервью они рассказали, как превратили городские стены в арт-объекты, посвященные ансамблю «Тюльпан».

Юг России: Как вы восприняли новость о проведении III Международного форума в Элисте и какое значение это событие имеет для вас лично и для калмыцкой культуры в целом?

Дорджи: Лично для меня — это вдохновение. Форум собирает людей из разных стран, религий, культур, и это напоминает, что Элиста — не просто точка на карте, а место силы, духовности и диалога. Для калмыцкой культуры — это подтверждение, что она живая, дышит, развивается. Форум показывает, что традиции не пылятся в музеях, а выходят на улицы, в разговоры, в современность и искусство.

Максим: Эта новость стала для меня радостным событием. Буддийский форум в Элисте — это возможность не только привлечь внимание к духовной жизни Калмыкии, но и показать богатство нашей культуры. Лично для меня это вдохновение и повод задуматься о том, как искусство может поддержать атмосферу единства. Форум подчеркивает значимость буддизма для Калмыкии и открывает новые возможности для культурного диалога.

Юг России: Ваши работы создают особую атмосферу в городе, говоря на языке калмыцкой культуры. Что для вас является главным источником вдохновения при работе над муралами и другими проектами, посвящёнными буддийской тематике?

Дорджи: Главный источник вдохновения — всё вокруг, общество. Их вера, их повседневность, их желание сохранить корни. Когда я вижу, как прохожие останавливаются возле мурала и улыбаются — это и есть настоящее топливо для творчества.

Максим: Вдохновение даёт сама философия буддизма — идеи гармонии, сострадания и внутреннего равновесия. Мы стараемся не просто воспроизводить символы, а передавать ощущение тишины и силы, которые они несут. Большую роль играет также общение с людьми и природой: степь, небо, орнаменты — всё это рождает образы, которые хочется воплотить в работах.

Юг России: Как вы считаете, как ваши работы, украшающие Элисту к форуму, повлияют на восприятие города гостями и жителями, и какое впечатление вы хотите произвести?

Дорджи: Когда гость приезжает в Элисту, он ожидает увидеть хурулы, буддийские символы, степь. А мои работы на улицах — это как мост между этим ожиданием и современной энергией города. Они показывают: мы не просто бережём традиции, мы умеем их переосмысливать и транслировать в будущее.

Максим: Я надеюсь, что наши работы помогут гостям увидеть Элисту как город, где традиции и современность могут сосуществовать. Для жителей — это напоминание о богатстве своей культуры, которым можно гордиться. Я хотел бы, чтобы люди чувствовали духовную атмосферу, уважение к культурному наследию и одновременно вдохновлялись современным искусством, и гордость за культурное наследие.

Юг России: Какой отклик вы получаете от жителей Элисты на ваше творчество, посвящённое культуре и традициям? Есть ли какие-то особенно запомнившиеся отзывы или истории?

Дорджи: Очень положительно. Молодёжь реагирует по-своему: фоткается на фоне. А ещё дети часто подходят и просят баллончик — им хочется самим «прикоснуться». Для меня традиция: поколение видит в граффити не вандализм, а красоту, которую с Максом делаем в тандеме.

Максим: Жители часто благодарят за то, что в городе появляется больше красоты и символики. Очень трогает, когда старшее поколение говорит: «Это напоминает мне о детстве и культуре, в которой я вырос». А для молодежи такие работы становятся чем-то новым и близким, потому что они продвигают традицию в современной форме.

Юг России: Как вы видите развитие современного искусства в Калмыкии и какую роль в этом процессе отводите себе?

Дорджи: Современное искусство в Калмыкии я вижу как степь — бескрайнее поле, где можно сажать всё что угодно. У нас есть мощный корень — буддийская культура, орнаменты, степь, вкусная еда, традиции кочевников. И есть жажда нового: муралы реализма, уличное искусство (из чего угодно), перформансы, выставки, арт-объекты. Важно не противопоставлять, а соединять. Моя роль? Наверное, проводник эстетики, показываю свой взгляд на простые вещи.

Максим: Современное искусство в Калмыкии находится в процессе становления. Оно ищет свой язык и форму. Мне хочется быть частью этого движения, вносить вклад через проекты, которые соединяют традицию и актуальные художественные практики. Думаю, наша задача как художника — показать, что культура может быть живой и современной, не теряя при этом своего смысла.

Юг России: Какие техники и материалы вы предпочитаете использовать в своей работе и почему?

Дорджи Утнасунов: В основном в работе над муралами мы используем аэрозольные краски, так как они подходят для больших поверхностей и позволяют работать динамично. Они дают простор и позволяют работать в городском пространстве. Нам важно, чтобы техника давала свободу и возможность сочетать четкие линии с живыми формами.

Юг России: Какие современные технологии и подходы вы используете в своей работе и как они помогают вам выразить свои идеи?

Максим Халгаев: Я активно использую цифровые эскизы и графические программы, которые позволяют заранее продумывать композиции и цветовые решения. Иногда применяю проекционное оборудование для перемещения контуров на поверхности. Но чаще в работе над муралами мы используем современный метод переноса и масштабирования изображения на стену, используя небольшие символы, предварительно нанесенные на подготовленную поверхность. Совмещаем их с изображением в электронном виде, после распечатываем на листе бумаги и затем переносим изображение на стену как по сетке координат. Эти технологии и техники экономят время и помогают обеспечить точность, не ограничивая свободу творчества.

Юг России: Какие элементы калмыцкой культуры вы стараетесь отразить в своих работах в первую очередь, и почему они для вас важны?

Дорджи Утнасунов: Орнаменты, степные мотивы, образы животных и растений, связанные с Калмыкией. Они олицетворяют память народа и являются связующей нитью между прошлым и будущим. Отражая их в современных работах, мы стараемся сохранить эту связь и сделать ее ближе к людям сегодня.

Юг России: Как вы считаете, что делает калмыцкое искусство уникальным и неповторимым, и как вы стремитесь сохранить эту уникальность в своих работах?

Максим Халгаев: Калмыцкое искусство неповторимо тем, что в нем соединились духовность буддизма и эстетика степной культуры. Это сочетание делает его узнаваемым и уникальным. В своих работах я стараюсь сохранить основы, но выражаю своим современным языком, чтобы оно было понятным и близким для людей.

Юг России: Как ваш личный духовный опыт влияет на ваше творчество, особенно при создании работ, посвящённых буддизму?

Дорджи Утнасунов: Мой личный духовный опыт помогает создавать образы, которые способны откликаться у людей. Когда я работаю над буддийскими темами, я думаю не только о себе, но и о зрителях — о том, какое чувство они унесут с собой. Мне важно, чтобы они чувствовали не просто красоту, а прикоснулись к идее гармонии и сострадания.

Юг России: Как происходит процесс совместной работы с другими художниками, например, при создании муралов? Какие вызовы и возможности в таких проектах?

Максим Халгаев: Совместная работа — это всегда интересный опыт. Каждый привносит свой стиль, свою энергетику, и в результате рождается что-то большее, чем если бы мы работали отдельно. Конечно, бывают сложности — нужно уметь договариваться, находить общий язык и согласовывать идеи. Но именно это делает проект живым и насыщенным.

Другие новости из этой категории

17 декабря, 2025 | 11:19

Юные таланты Астрахани дадут рождественские органные концерты

В Астрахани состоятся традиционные рождественские органные концерты, где главными участниками станут юные музыканты. 6 и 8 января в 15:00 в римско-католическом храме юные дарования представят своё мастерство. Это уникальная возможность для молодых артистов раскрыться в диалоге с органом и приобрести ценный сценический опыт. Благотворительный фонд "Возрождение Астраханского органа" уже много лет организует эти концерты, предоставляя площадку для молодых талантов. "На протяжении многих лет мы собираем талантливых юных маэстро, чтобы предоставить им возможность испытать самые настоящие приключения", - отмечает Наталья Фомичёва, управляющая фондом. По её словам, выступления в храме - это не только приобретение сценического опыта, но и возможность представить свои интерпретации серьёзных сочинений. В концертах примут участие юные исполнители, владеющие различными инструментами: флейтой, валторной, саксофоном, гобоем, трубой, скрипкой, виолончелью, укулеле, а также органом и вокалом. З
15 декабря, 2025 | 11:23

Крушение АН-22: «Авиаремонт» защищается от ложных обвинений в СМИ

"Авиаремонт" остро реагирует на спекуляции вокруг крушения АН-22 в Ивановской области. Компания заявляет о непричастности к последнему ремонту рухнувшего самолета и обвиняет СМИ в попытке очернить авиационную отрасль. После трагического инцидента, "Авиаремонт" выпустил официальное заявление, в котором категорически опровергает информацию о том, что потерпевший крушение военно-транспортный самолет АН-22 проходил ремонт на 308-м авиаремонтном заводе (АРЗ) непосредственно перед катастрофой. Представители компании подчеркивают, что последние работы, в которых принимали участие специалисты "Авиаремонта", датируются 2007 годом – это были контрольно-восстановительные мероприятия. При этом, в "Авиаремонте" уточняют: в 2022-2023 годах самолет проходил обслуживание в филиале ПАО "Ил" – им. В.М. Мясищева. А после этого эксплуатация и обслуживание воздушного судна осуществлялись силами специалистов воинской части: непосредственно теми, кто его использовал. Выражая искренние соболезнования
3 декабря, 2025 | 15:54

Штрафы до 500 тысяч рублей за систематический буллинг

Депутаты Госдумы предложили ввести крупные штрафы за систематическую травлю, в том числе в интернете, пытаясь остановить волну кибербуллинга. Законопроект предполагает внесение поправок в КоАП и установление наказаний как для граждан, так и для юридических лиц. Речь идет о регулярном унижении чести и достоинства в неприличной форме, особенно в сети. Важно отметить, что только за 2024 год число случаев кибербуллинга выросло на 15%, а сейчас с травлей в интернете сталкиваются 75% детей. Законопроект предлагает штрафы: 10-50 тысяч рублей для граждан; 100-200 тысяч рублей для должностных лиц; 100-500 тысяч рублей для организаций. Депутаты подчеркивают, что эти меры направлены на то, чтобы своевременно пресекать травлю и формировать негативное отношение к ней в обществе. Кроме того, Роспотребнадзор выпустил рекомендации по ограничению времени использования гаджетов детьми, потому что чрезмерное увлечение ими может негативно сказаться на здоровье. Ранее сообщалось, чт
20 ноября, 2025 | 16:47

Трагедия в Турции: Жена погибшего моряка планирует вернуть его в Астрахань

Жена россиянина, трагически погибшего на танкере Swanlake в Турции, намерена доставить его тело в родную Астрахань для захоронения. Регина, супруга погибшего моряка, сообщила  о своем желании похоронить мужа на родине. Напомним, печальное известие о гибели российского члена экипажа на танкере под панамским флагом пришло из Стамбула. По предварительным данным, причиной трагедии стало отравление неизвестным веществом - задохнулся от паров химикатов. Об этом супруге рассказал экипаж судна. Кроме того, пострадали еще двое моряков. Регина поделилась, что пока единственным, кто связался с ней, стал старший помощник капитана, сообщивший о смерти супруга. "Из компании пока никто не звонил, поэтому я сама буду пытаться связаться с ними. <...> Я знаю своего мужа, он не пойдет в то место, где опасно, без защитного костюма. Он мне всегда говорил про защиту, про безопасность. Я не верю в то, что он сам туда полез. Я не знаю, как это [произошло]", — убеждена она. И сейчас она ждет звон