В Астраханской опере новый главный хормейстер

Дата: 20 июня, 2023 | 13:00
Автор: Валерия Жирнова
Как «запоет» хор при новом руководителе

В Астраханском театре оперы и балета прошло новое кадровое назначение — на должность главного хормейстера назначен Алексей Мельков. Родился, жил и работал в Костроме. Выпускник РАМ им. Гнесиных, лауреат всероссийских и международных хоровых конкурсов, основатель Академического камерного хора государственной филармонии Костромской области.

Какие задачи стоят перед новым хормейстером, прелести южного менталитета в глазах приезжего и как «запоет» хор при новом руководителе. На такие непростые вопросы искал ответ корреспондент СИ «Юг России» (ЮР). (Редакция благодарит за терпение Алексея Владимировича, проявленное в ходе беседы с нашим «журналюгой»)

 Талантливый педагог с прекрасной школой, ее ученики с легкостью поступали в различные ВУЗы нашей страны. 


ЮР: Алексей Владимирович, кто такой хормейстер и что вас привело в эту профессию?

Алексей Мельков: — Хормейстер — это дирижёр, который управляет хором при разучивании, репетировании и исполнении произведений, написанных для хора. В оперном театре хормейстер подготавливает пение хора к тому или иному спектаклю.
В профессию меня привела мой первый учитель, руководитель детского хора музыкальной школы Сафронова Евгения Евгеньевна. Она позвала поступить к себе в класс хорового дирижирования Костромского музыкального училища. Талантливый педагог с прекрасной школой, ее ученики с легкостью поступали в различные ВУЗы нашей страны.  Я поступил, по ее стопам, в Москву, в Российскую академию музыки имени Гнесиных.

ЮР: — А что было дальше? Как складывалась ваша карьера?

Алексей Мельков: — Уже учась в хоровой ассистентуре – стажировке академии имени Гнесиных, я получил приглашение из Костромы возглавить Академическую хоровую капеллу. Так, из любительской капеллы был создан профессиональный коллектив  – Академический камерный хор, через несколько лет, перешедший в Костромскую филармонию. В свое время мы ездили на международные хоровые конкурсы – в Эстонию и Польшу и привозили первые премии. Среди множества ярких и интересных проектов особенно хочу отметить многолетнее сотрудничества хора с Московским театром «Новая опера».

Мне кажется, что мы быстро нашли общий язык – всех объединяет любовь к работе и музыке.


ЮР: — Алексей Владимирович, вы человек новый в астраханской опере? Как проходит адаптация на новом месте, не сбивает ли с толку неудержимый южный менталитет?

Алексей Мельков: — Меня ждал сюрприз. Астраханский театр оперы и балета- современное, амбициозное (в самом хорошем смысле этого слова) здание с потрясающими техническими возможностями, роскошной сценой и большим залом. Но театр – это прежде всего люди, и здесь меня также ждал сюрприз в виде того самого южного менталитета. На моей родине люди, как мне кажется, чуть сдержаннее.

ЮР: -А это хорошо или плохо?

Алексей Мельков: — Это не плохо, это просто по-разному. Вроде недавно познакомились, а ощущение, что давно знаем друг друга. Хор — талантливый, контактный и отзывчивый коллектив. Мне кажется, что мы быстро нашли общий язык – всех объединяет любовь к работе и музыке. Во всяком случае «хоровики» говорят, что репетиции проходят незаметно. Для меня это один из показателей, что в коллективе атмосфера творческая и здоровая.

ЮР: — Если не секрет, кто вас пригласил к нам?

Алексей Мельков: — Да нет, не секрет.  Евгений Владимирович Кириллов, дирижер Астраханского театра оперы и балета. Много лет назад мы с ним пересеклись в Уфе на Всероссийском конкурсе хоровых дирижеров, стали лауреатами. А не так давно я ему позвонил и в разговоре узнал, что в Астраханском театре оперы и балета как раз проходил конкурс на главного хормейстера. Так я сюда и попал.

ЮР: — Какие задачи ставит руководство театра перед вам?

Алексей Мельков: — В плане основных задач – это, конечно, оперные спектакли. Репертуар серьезный, на уровне столичных театров, так что работы много. Вместе с тем хор должен давать и хоровые концерты, выпускать собственные программы. Чем мы и будем постепенно заниматься, у нас уже есть свои планы. Пока не буду раскрывать.

ЮР: — Приоткройте тайну хоть немного для нашего читателя. Мы же не отстанем 🙂

Алексей Мельков: — Ну, хорошо, по большому секрету специально для ваших читателей. Поскольку для хора написано огромное количество музыки — и зарубежной, и нашей, мы постепенно будем охватывать весь этот многовековой музыкально-певческий пласт.

ЮР: — Бытует мнение, что в хор идут люди, которым не хватило вокальных данных, чтобы стать солистами, но они не могут жить без музыки. Насколько это справедливо?

Алексей Мельков: -Это справедливо отчасти. Артист хора — это прежде всего призвание, это именно желание петь в коллективе, это радость сотворчества, чувство единения. Когда твой голос вливается в общую звуковую палитру, когда ты как бы оказываешься внутри звучащих гармоний – ощущение непередаваемое, это цепляет струны твоей души.


 Когда твой голос вливается в общую звуковую палитру, когда ты как бы оказываешься внутри звучащих гармоний – ощущение непередаваемое, это цепляет струны твоей души.  


ЮР: — Что ждать в ближайшее время в репертуаре театра с участием вашего коллектива? Думаю, многие астраханцы захотят услышать новое звучание хора. 

Алексей Мельков: — Осенью этого года наш хор исполнит один из величайших мировых шедевров – знаменитое «Всенощное бдение» Сергея Васильевича Рахманинова. Выступление пройдет в рамках проекта «Рахманинов. Антология русского гения» посвященного 150-летию композитора, и мы с большим удовольствием приглашаем всех услышать эту прекрасную музыку.

ЮР: — Спасибо большое за интервью. Желаем плодотворной работы и новых творческих достижений.

Алексей Мельков: — Благодарю! Всегда рад и открыт общению. Приходите на наши спектакли и концерты.

Другие новости из этой категории

Культурный фонд Александры Пахмутовой
9 ноября, 2024 | 11:09

Владимир Путин присвоил Александре Пахмутовой звание Героя Труда

Президент России Владимир Путин отметил выдающиеся достижения в музыкальном искусстве, присвоив композитору Александре Пахмутовой звание Героя Труда. Указ об этом опубликован 9 ноября на официальном портале. В нем говорится о ее особых заслугах в искусстве, общественной деятельности и многолетней плодотворной работе. Сегодня, 9 ноября, Александра Пахмутова празднует 95-летие. Её песни остаются важной частью музыкального наследия страны, а новое звание Героя Труда – заслуженное признание её неоценимого вклада. Величайший композитор, она оставила неизгладимый след в культуре СССР и России. Напомним, что в мае 2024 года Пахмутова посетила свою малую родину, Волгоград, где ее торжественно встречали губернатор Андрей Бочаров, юнармейцы и детский оркестр. В своем Телеграм-канале она выразила радость по поводу встречи с волгоградцами. «Дорогие друзья, я счастлива находиться на своей малой родине, на волгоградской земле! Счастлива и благодарна губернатору Волгоградской области — Андрею
3 июля, 2024 | 15:05

Истории о невероятной Зубе: исполнилось 85 лет со дня рождения Зубаржат Муратовой

Сегодня, 3 июля, исполняется 85 лет со дня рождения Зубаржат Закировны Муратовой. Она была выдающимся журналистом и главным редактором газеты «Степная новь». Много лет Зубаржат Закировна  возглавляла Астраханский союз журналистов. Прошло почти девять лет с её ухода, но память о ней жива. Те, кто знал её, кому она помогала в трудные моменты, по-прежнему помнят её доброту. В Астраханской области таких людей немало. Все они хранят тёплые воспоминания о Зубе — так её ласково называли. Издание «Юг России» собрало истории близких, друзей и коллег, которые раскрывают многогранную личность этой неповторимой женщины. Задача — вспомнить одну историю оказалась очень сложной, ведь таких историй не счесть. Некоторые из них мы вывели в отдельные статьи, а некоторые опубликуем позднее. Изначально воспоминания журналистки и близкой подруги семьи Муратовых, Ольги Решетниковой, планировались для включения в эту общую статью, посвящённую памяти Зубаржат Муратовой. Однако, столь яркими оказались рас
3 июля, 2024 | 13:36

Чулки, апельсины и лисья шуба: Ольга Решетникова поделилась воспоминаниями о Зубаржат Муратовой

Воспоминания журналиста  и друга семьи Муратовых Ольги Решетниковой изначально планировались как часть большой статьи в память о Зубаржат Муратовой — выдающемся журналисте и главном редакторе газеты «Степная новь», руководителе Астраханского союза журналистов. Мы были так впечатлены яркими рассказами нашей коллеги Ольги Решетниковой, что решили опубликовать ее воспоминания отдельно. - Это Зубаржат Муратова, - пояснил мне Зингер(прим.ред.: в прошлом заместитель редактора газеты "Волга" Михаил Филиппович Зингер), видя, как я провожаю взглядом экстравагантную женщину в красной шляпе и красных сапогах на шпильке. А через пару дней Саша Шевелев, волжский фотограф, предложил познакомить меня с председателем Союза журналистов. Мы заглянули в кабинет на шестом этаже, я только успела заметить, что эта та самая журнально-глянцевой красоты женщина, как она наклонилась под стол и в следующую секунду в нас летела туфля на остром 12-ти сантиметровом каблуке. - Дадите же вы мне хоть пару строк нап
1 июля, 2024 | 07:22

Нариман Насруллаев погиб, защищая мирное население от боевиков в Дагестане

В Дербенте с почестями попрощались с молодым полицейским Нариманом Насруллаевым, который погиб от смертельных ранений, полученных при нападении боевиков на охраняемую им синагогу, сообщает "КП-Северный Кавказ". 24-летний Нариман, уроженец села Аглоби в Дербентском районе республики, поступил на службу в полицию менее года назад, сразу после окончания службы в армии. Коллеги и знакомые описывают Наримана как доброго и отзывчивого человека. Год назад он женился. Во время нападения вооруженных бандитов на синагогу 23 июня, Нариман, получил тяжелые ранения в живот, бедро, плечо и челюсть. Медики прилагали все усилия для его спасения, но, к сожалению, их попытки оказались безуспешными. Все жители Аглоби собрались, чтобы попрощаться с героем и поддержать его скорбящих близких. В администрации Дербентского округа подчеркнули, что Нариман посвятил свою жизнь службе и исполнял долг с высочайшим мужеством. "Его преданность и отвага в борьбе с террористической опасностью были безграничны. О