Астраханский домбрист возвращает кюям новую жизнь

Дата: 12 ноября, 2024 | 10:22
Автор: Ния Топурия

В мире, где электронные звуки все больше захватывают музыкальные просторы, молодой домбрист Руфат Утешев из Астраханской области доказывает, что традиции живы и актуальны. Домбра, любимый инструмент казахского народа, стала в его руках ключом к диалогу поколений.

Для Руфата все началось в шесть лет, когда его дедушка заметил любопытство в глазах внука и дал ему в руки первую домбру. С тех пор парень не только овладел инструментом, но и закончил Астраханский колледж культуры и искусства, привлекая внимание к богатой казахской музыкальной традиции.

Но музыка — лишь одна из граней этого талантливого юноши. Руфат до недавних пор активно занимался спортом и даже играл в известной команде «Волгарь». А еще в его биографии нашлось место для учебы за границей — в экономическом университете Братиславы, где он обрел новый культурный опыт.

Несмотря на свою молодость, двадцатиоднолетний артист уже успел выучить более 50 кюев и завоевать признание на многих музыкальных площадках. Однако сам Руфат считает это лишь началом своего пути, о котором он рассказал в беседе с изданием «Юг России».

От себя добавим, Руфат просто очаровал нас своей искренностью и любовью к казахской культуре.

«По моему мнению, домбра играет важную роль в культуре казахского народа. Этот инструмент красив по внешним параметрам, по своему звучанию, хоть у него не более, чем две струны. Эти две струны воспроизводят такие красивые звуки и мелодии, что можно слушать это часами. Для казахской культуры он ценен, так как это наш главный национальный инструмент, он объединяет казахский народ испокон веков. Выйди на улицу, начни играть и увидишь, как вокруг тебя соберется толпа людей, которая будет с интересом слушать и аплодировать. Через домбру кюйши показывали, что они видели, слышали, переживали, передавали свои чувства, эмоции. Ведь домбра — это гордость и честь нашей исторической культуры и народа», — рассказал Руфат.

‒ Расскажите, как Вы начали играть на домбре и что вас вдохновило заниматься этим инструментом?

‒ Любовь к этому инструменту проявил мне мой дедушка, который со времен своей молодости играл на домбре. Когда мне было 6 лет я просто подошел к дедушке и сказал, что хочу играть на домбре. Мой дедушка стал моим первым учителем. Поначалу он учил меня играть разные казахские песни и спустя время он научил меня моему первому казахскому произведению Курмангазы Сагырбаева «Алатау».

‒Участвовали ли вы когда-либо в конкурсах или фестивалях? Какие впечатления остались?

‒ С детства я принимал активное участие в различных конкурсах: во всероссийских, в областных, в международных.
Впечатления всегда оставались хорошими, потому что присутствовала своя атмосфера, каждый хотел показать, на что он способен. Участники боролись за призовые места, усердно репетировали, тренировались и одерживали заслуженную победу. Во всероссийских конкурсах я получал лауреата 1 и 2 степени, а в международном конкурсе занял Гран-при и выиграл поездку в Казахстан 18 декабря 2017 году.

У кого Вы переняли профессиональную игру на домбре?

‒ В этом плане хочется отметить преподавателей Астраханского колледжа культуры и искусств Эдиге Куруптурсунова и Нурлана Альпамсовича. Астраханский колледж – это то место, где вы обретете новую семью, друзей и огромный опыт! На протяжении 5 лет я был учеником «Малой академии творчества». Учится было непросто, но не бывает роста, где легко. Нужно быть готовым к тому, что вы будете выступать на различных праздниках, проводить много времени на занятиях и репетициях. А помогут вам в этом преподаватели с огромным опытом за спиной, которые готовы направить и помочь. Благодаря колледжу я научился многозадачности, стал уверенным в себе и в своих силах.

‒ Есть ли у вас любимые композиторы или произведения для домбры?

‒ Моим любимым композитором является великий кюйши казахского народа Курмангазы Сагырбаев, который похоронен у нас в Астраханской области в селе Алтынжар. Мое любимое произведение является кюй «Алатау» — композитор Курмангазы Сагырбаев. Это мое первое произведение, которому научил меня мой дедушка.

‒ Какой вид кюя Вам близок по душе, «төкпе» или «шертпе» кюй?

‒ Великолепие искусства домбры сохраняет две неповторимые традиции: төкпе из Западного Казахстана и шертпе, характерное для Восточного, Южного и Центрального Казахстана. Они различаются темами, формами и техникой исполнения. Токпе изобилуют драматизмом и мощными образами людей с несгибаемым духом, следуя строгой схеме импровизационного развития. В противоположность им, шертпе вырисовываются свободой, песенностью и изысканной камерностью, тонко передавая психологизм и лирические настроения. Оба стиля музыканты национального искусства мастерски сочетают. Например, мелодии Курмангазы чувствуются динамичными и полными ритма, но порой и лиричными; у Даулеткерея – мягкие и мелодичные, у Дины – самобытные, произведения Таттимбета, как и Курмангазы, многогранны. Мне же по душе төкпе со своим особым приемом кистевых взмахов и ударов по струнам.

‒ Произведения каких авторов включены в Ваш репертуар?

‒ Узака Мырзабайулы, Мамена Ергалиулы, Курмангазы Сагырбаева, Сугира, Окапа Кабигожина, Дины Нурпеисовой, эту плеяду великих композиторов можно перечислять и далее, всего я выучил более 50 кюев. Среди современных музыкантов меня особенно вдохновляют исполнители казахских народных песен. Мне нравятся более быстрые композиции, которые наполняют меня энергией.

‒ Есть ли у вас собственные произведения?

‒ С некоторыми усилиями можно сочинить кюй, но у меня жесткие требования к самому себе, что бы ни сделал, обязательно найду ошибки. У меня присутствовало желание, я пробовал сочинять, но скорее всего у меня нет какого-то определенного вдохновения. Для того чтобы сочинить кюй, нужно обладать особым даром. На мой взгляд, величайшие произведения лучше всего сочиняются в зрелом возрасте, когда у человека накапливается определенный жизненный опыт.

‒ Какие советы вы можете дать начинающим домбристам?

‒  Начинающим домбристам главное проявлять усидчивость и терпение, потому что поначалу у вас может что-то не получаться и это не означает, что нужно бросать это дело, нужно много тренироваться и репетировать и тогда вы достигнете хороших результатов.

‒ Как верно вы заметили, домбра занимает значительное место в жизни казахского народа. Верю, что наша беседа станет интересной для многих читателей «Юга России».

—  Благодарю вас! Всегда рад общению с вашим изданием.

Автор: Леанна Альменова/ ред. (Ния Топурия)

Другие новости из этой категории

13 ноября, 2024 | 15:24

В Астрахани не хватает водителей категории D

Служба занятости Астраханской области бросила все силы на решение острой кадровой проблемы в сфере транспорта. В этом году она организовала шесть ярмарок вакансий специально для таксомоторного парка, распространив информацию через соцсети и телевидение. Несмотря на это, ситуация остается напряженной: в регионе числится всего 2,2 тысячи безработных, но среди них нет ни одного потенциального водителя с правами категории D. За последние три года всего 19 человек пожелали пройти обучение по этой профессии через программы службы занятости. Проблема усугубляется тем, что для работы водителем автобуса требуется не только наличие прав, но и определенный стаж. Есть и хорошие новости: таксомоторный парк №20 предлагает обучение водителей прямо на своей базе. И это доступно даже тем, кто не стоит на учете как безработный. Возможно, такой шаг поможет привлечь больше заинтересованных лиц в сферу пассажирских перевозок.   Фото: пресс-служба администрации Астраханской области.
13 ноября, 2024 | 10:49

Межрегиональный проект вошел в шорт-лист СМИротворца-2024

Проект хабаровских и астраханских журналистов, посвященный дальневосточному композитору Николаю Менцеру, вошел в шорт-лист престижного Всероссийского конкурса «СМИротворец-2024» в номинации «ЭТНОзвук». Оргкомитет конкурса, проведя масштабный отбор среди 1210 СМИ и блогов, выделил материал Вероники Иошко из издания «ПУНКТ-А», который рассказывает о Менцере, поволжском немце, родившемся в Астрахани. Композитор, отправившись на далёкий восток России, глубоко погрузился в изучение культур коренных народов севера и создал уникальные музыкальные произведения, смешивая классику с древними этническими мотивами. Для Астрахани этот проект стал настоящим открытием, ведь имя Менцера в городе практически забыто. Судьбоносное знакомство журналистов Вероники Иошко и Виктора Андреева на «СМИротворце» в 2019 году переросло в творческое содружество, к которому присоединилась Ния Андриянова-Топурия, главный редактор издания «Юг России». Конкурс, проводимый Федеральным агентством по делам национа
13 ноября, 2024 | 10:12

Новое дело Народного фронта в Астрахани — битва за отопление

В Астрахани на улице Химиков, 3, жизнь 50 семей напоминает суровое испытание. Каждую зиму они замерзают в своих квартирах из-за отсутствия отопления. Но, несмотря на холодные батареи, счета за несуществующее тепло приходят регулярно. Жители находят креативные способы согреться: используют газовые печи, надеясь избежать отравления угарным газом, и спят в одежде под несколькими одеялами. Щедро "жужжат" сплит-системы и обогреватели, приводя к сумасшедшим счетам за электроэнергию, что усугубляет финансовое бремя. Люди уже не первый год ищут правду, но решения нет. Особенно страдают дети и пенсионеры, для которых холод может стать серьёзной угрозой. Народный фронт взялся за дело, отправив запрос в прокуратуру Астраханской области с требованием вернуть тепло в квартиры. Пока чиновники молчат, у жителей одна надежда: в будущем купить буржуйку и превратить чиновничьи отписки в реальное тепло.
12 ноября, 2024 | 15:47

Налог на сверхприбыль: Госдума готовится к значительным изменениям

В Государственную Думу внесли законопроект, касающийся налога на сверхприбыль. Этот документ предлагает пересмотреть действующий закон и расширить список компаний, которые будут облагаться налогом. Основная цель - привлечь дополнительные средства в бюджет для финансирования социальных и текущих нужд. Законопроект предлагает включить в список плательщиков те компании, которые занимаются добычей углеводородов, угля, переработкой нефтяного сырья и производством сжиженного природного газа. Также под налог попадут участники консолидированных групп налогоплательщиков за 2022 год. Важно отметить, что если компания не получает сверхприбыль, то и налог платить не потребуется. Таким образом, нововведение не должно негативно сказаться на текущем финансовом положении компаний. Если закон примут, компании смогут начать вносить обеспечительный платеж уже начиная с октября 2023 года, что обеспечит дополнительные поступления в бюджет раньше предусмотренного срока. Фото: Дума РФ