На фоне прекращения зерновой сделки возрастает роль МТК «Север-ЮГ»
МТК «Север-Юг» — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров
Новый импульс может получить МТК «Север-Юг». Прекращение зерновой сделки, которая предполагала вывоз зерна из Украины по Черному морю, подталкивает на поиск альтернативных транспортных маршрутов. В этом плане Международный транспортный коридор «Север-Юг» является наиболее перспективным направлением. МТК пролегает через Прикаспийский регион, на который у Запада практически нет влияния. Об этом говорит и профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Бакланов.
«Все к этому идет… «Север-Юг» далеко располагается от санкционной зоны, от влияния Запада. Это ключевое направление… Тут очень хорошие стартовые условия для того, чтобы переключить 30-35% грузопотока зерна уже в ближайшее время на это направление… Надо настраиваться на приоритетную разработку бассейна Каспийского моря», – сказал Бакланов в интервью РИА Новости.
МТК «Север-Юг» — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. В данную логистическую систему включены три маршрута:
1) Транскаспийский маршрут проходит через порты Астрахань, Оля и Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка, соединяющая с портом Оля.
2) Восточный маршрут обеспечивает прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с доступом к железнодорожной сети Ирана через пограничный переход Теджен — Серакс. Договор о строительстве обходного пути вокруг Узбекистана был подписан в 2007 году, а открытие планировалось на 2013 год.
3) Западный маршрут идет от Астрахани до Махачкалы, далее через территорию Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. В мае 2023 года Россия и Иран подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги — Решт-Астара в Иране.
Напомним, что ранее Россия сообщила Турции, Украине и ООН о прекращении сделки по зерну. Соглашение предусматривало экспорт украинского зерна, продовольствия и удобрений через Черное море из трех портов, включая Одессу. Однако Запад экспортировал большую часть украинского зерна в свои страны, а не в Африку, которой это было необходимо. Это нарушало условия сделки, установленные Россией.
Ранее Минобороны РФ объявило, что начиная с 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как возможные перевозчики военных грузов. Затем Минобороны Украины заявило, что с 21 июля они будут считать суда, плывущие в акватории Черного моря в сторону российских морских портов, перевозчиками грузов военного назначения «со всеми связанными рисками».