Новогодняя сказка родом из Астрахани: сценарист фильма «Письмо Деду Морозу» дала интервью «Югу России»
Астрахань, 17 декабря 2025 г. — На пороге новогодних праздников анонсы кинопремьер пестрят заголовками, но одна из них сияет ярче остальных – комедия «Письмо Деду Морозу» с участием Натальи Орейро, Ивана Охлобыстина и Кристины Асмус. Имя автора сценария этого фильма – Венера Чернышева (Ажимулаева), НАША землячка из Астрахани. «Юг России» пообщался с Венерой, чтобы узнать о ее пути к успеху, о том, как южный колорит повлиял на создание новогодней сказки и о секретах сценарного мастерства.
«Юг России»: Венера, поздравляем с премьерой! Как ощущения от выхода фильма на большие экраны? И что было самым сложным в работе над сценарием?
Венера Чернышева: Спасибо огромное! Ощущения непередаваемые. Конечно, есть волнение, но в основном – огромная радость и надежда, что зрителям фильм понравится. Самым сложным было найти баланс между комедией и драмой, сохранить искренность и душевность истории, не скатиться в примитивный юмор. Хотелось создать что-то, что заставит людей смеяться и плакать одновременно, а главное – задуматься о своей жизни и о своих отношениях с близкими.
«Юг России»: «Письмо Деду Морозу» – это не просто фильм, это настоящий триумф. Как пришла идея?
Венера Чернышева: Идея возникла из наблюдения за реалиями жизни. Я видела, как родители порой пытаются заставить детей выбирать «правильный» путь, например, сажать огурцы в теплице вместо творческих увлечений. Эта мысль часто посещала меня! Хотелось показать, как важно поддерживать детские мечты, не ломать их ради «практичности», а позволить человеку найти свой путь, даже если он не совпадает с нашими представлениями о «правильной» жизни.
Краткое содержание фильма для тех, кто еще не смотрел: В жизни юриста Петра Безуглова нет места фантазиям. Его жизнь — одни сплошные правила, которые он неукоснительно соблюдает. Однажды его сын Ванечка находит письма, которые Петя в детстве писал Деду Морозу, и опускает их в новогодний почтовый ящик. Утром все детские желания Безуглова начинают сбываться и в опасности не только сам Петр, но и его семья и, возможно, весь мир.
«Юг России»: Наталья Орейро, Иван Охлобыстин, Кристина Асмус – звезды мирового масштаба. Как вам работалось над сценарием, зная, что его будут читать такие известные актеры? Как они отреагировали на сценарий?
Венера Чернышева: Честно говоря, это добавляло ответственности! Но, к счастью, сценарий очень понравился актерам. Они отметили глубину проработки истории, юмор и душевность. Наталью, Ивана Ивановича и Кристину привлекли интересные линии героев. Кристина поделилась, что давно мечтала о доброй сказке, а Иван Иванович отметил глубину проработки истории. Да и чего скрывать, очень приятно, когда актерам нравится то, что ты написал! Кстати, над сценарием мы работали вместе с мужем, и нашим первым и самым строгим критиком была шеф-редактор киностудии Горького, Мария Огнева, а также креативный продюсер Наталья Харыбина. Они помогали нам и как профессионалы, и как зрители. Помню, как Наташа говорила: «Я и смеюсь, и плачу, только плачу я, потому что в ужасе подсчитываю бюджет!»
«Юг России»: Нередко бывает, что сценарий претерпевает изменения в процессе производства. Как вы относитесь к тому, что в режиссерской версии фильма могут быть урезаны или изменены какие-то сцены?
Венера Чернышева: Это неизбежный процесс! Сценарий – это лишь отправная точка, канва, на основе которой создается фильм. Кино – это коллективное творчество, и режиссер имеет право на свое видение истории. Безусловно, как автору, мне немного жаль, когда из фильма уходят какие-то важные для меня моменты. Но я понимаю, что в процессе производства возникают разные факторы – бюджет, хронометраж, погодные условия, в конце концов! — всё это влияет на окончательный результат. Главное, чтобы суть истории осталась неизменной. Важно понимать каким будет финальный продукт. Но как говорит режиссер, надо уложиться в определенный хронометраж.

«Юг России»: Расскажите, как вы оказались в мире киносценариев, да еще и такого масштабного проекта?
Венера Чернышева: Все началось в Астрахани. Я всегда любила рассказывать истории, наблюдала за людьми и их судьбами. Этот опыт, полученный здесь, на малой родине, оказался бесценным. Позже я поступила во ВГИК, в мастерскую Зои Кудри – выдающегося сценариста, работавшего над такими лентами, как «Граница. Таёжный роман» и «Адмирал». Зоя Анатольевна – невероятная женщина, настоящий гуру сценарного мастерства! Она научила меня смотреть на мир глазами сценариста, видеть за обыденностью драму и комедию. Именно под ее руководством я поняла, что драматургия – это искусство рассказывать истории о людях, об их проблемах и радостях. Во время учебы я работала над разными жанрами – от короткометражных фильмов до сериалов. Именно благодаря Зое Анатольевне, которая увидела во мне потенциал, я смогла поступить во ВГИК на бюджетное отделение, сдав экзамены на высокие баллы.
«Юг России»: Как сложилась ваша карьера после окончания ВГИКа?
Венера Чернышева: После ВГИКа было сложно, как и всем дебютантам. Никто не берет на проект новичка, потому что никто не знает, что ты можешь, стоит ли с тобой вообще заключать договор. Я написала дипломный сценарий, без которого меня бы не выпустили из ВГИКа. Нужно было, чтобы на него написали рецензию кто-то из действующих режиссеров или продюсеров. А у меня знакомых в кино вообще не было. Я нашла на сайте «Арт Пикчерз» вкладку «Контакты» и отправила им свой сценарий с просьбой написать рецензию. И мне перезвонили и пригласили в офис! Когда я пришла, креативный продюсер сказал, что они бы купили мой сценарий, но он тематически похож на фильм «Лед», который они только что выпустили. В итоге рецензию мне написал совсем другой человек, известный режиссер Виталий Бабенко. Но главное — не бояться и пробовать!
«Юг России»: Сейчас борьба за внимание зрителя очень высока. Как вы считаете, что должно быть в сценарии, чтобы он «зацепил» продюсера и зрителя?
Венера Чернышева: Абсолютно верно, в наше время очень тяжело с вниманием, сейчас идет борьба за внимание по всем фронтам. И кино нужно делать таким, чтобы впечатлять человека. Важна так называемая «high concept» — четкая, цепляющая идея. Когда ты приходишь к продюсеру и представляешь свою идею, он сразу опытным глазом видит этот «high concept». Если идея цепляет, ее берут в работу. Если это проходная история, которая не вызывает эмоции даже на уровне логлайна (короткого описания), то она не заинтересует. Если у зрителя при чтении этого короткого описания не возникает эмоций, он не будет это смотреть, а продюсер — вкладывать в это деньги. Поэтому нужно стараться генерировать что-то, что впечатляет продюсеров.
«Юг России»: Венера, вы также являетесь редактором популярного детского проекта «Три кота». Как сочетаете работу над такими разноплановыми проектами?
Венера Чернышева: «Три кота» – это моя любовь и гордость! Это один из самых продаваемых российских анимационных проектов, который транслируется более чем в 100 странах и переведен на 30 с лишним языков. Проект очень популярный. Этот детский мультфильм – озорной и поучительный, он учит добру и дружбе. А «Письмо Деду Морозу» — это история более взрослая, но также наполнена теплом и надеждой. Мне нравится переключаться между разными жанрами и аудиториями, это помогает мне оставаться в тонусе и развиваться как сценаристу.
Мой главный зритель и вдохновитель – мой сын Егор! Когда я работала над пятым сезоном «Трех котов», ему было как раз три-четыре года, идеальная аудитория! Многие сюжеты берутся из нашей жизни. Бывает, что-то произойдет, и я сразу думаю: «О, это отличная идея для серии!» Например, у меня есть серия про срочную работу мамы, когда дети не дают ей заниматься делами. Она основана на реальных событиях! Или другая серия – про котят, которые искали сбежавшую черепашку из зоомагазина. Эта история произошла с Егором, когда он пожалел черепашку и захотел выпустить ее на волю.
«Юг России»: Звучит потрясающе! То есть ваш сын активно участвует в творческом процессе?
Венера Чернышева: Да, он постоянно подкидывает мне идеи. Егор очень любознательный, обожает энциклопедии о животных и растениях. Он постоянно рассказывает мне что-то новое, и это меня вдохновляет! В общем, Егор – мой главный соавтор!
«Юг России»: Используют ли сценаристы искусственный интеллект в своей работе?
Венера Чернышева: Кто-то говорит, что ИИ эффективен, а кто-то даже учит, как он поможет написать сценарий. Возможно, искусственный интеллект предлагает чисто механические пути решения каких-то вещей. Но сказать, что он напишет за тебя гениальную сцену я не верю, пока. Все-таки написание сценария это работа с эмоциями, игра на человеческих чувствах. Искусственный интеллект не понимает этого; какую-то информацию собрал, сложил, и выдал.
«Юг России»: Как Астрахань, ваш родной город, повлияла на ваше творчество?
Венера Чернышева: О, Астрахань – это кладезь вдохновения! Здесь люди более открытые, эмоциональные. Мы здесь видим жизнь во всем ее многообразии – от рыбацких поселков до деловых центров, собирая уникальные истории. Эти наблюдения накапливались годами, формируя мое понимание человеческих характеров и конфликтов. Кстати, журналистский опыт, полученный в Астрахани, тоже очень помог. Ведь задача журналиста – находить интересные истории, общаться с разными людьми, видеть суть вещей. В «Письме Деду Морозу», конечно, Астрахань напрямую не упоминается, но южный менталитет, простота и душевность определенно повлияли на то, как я писала о людях и их проблемах. Именно этот жизненный опыт, «кубики лего», как я их называю, помог мне опираться на понятные для каждого человеческие проблемы при создании сценария.
«Юг России»: Что вы сейчас чувствуете, когда думаете об Астрахани?
Венера Чернышёва: Астрахань я очень люблю, и приезжать сюда всегда с большой радостью, конечно, воспоминания самые тёплые! Ну вы же просто не представляете, какое время мы там провели! Конечно, со временем все это припорашивается ностальгией: деревья тогда были выше, цветы ярче, а солнце теплее. Ностальгия по астраханским фруктам и овощам — это отдельная тема! Каждый раз, когда приезжаю к маме, первое, что делаю – набрасываюсь на местные помидоры. Арбузы здесь тоже совершенно особенные — в Москве таких не найти.
«Юг России»: Что бы вы посоветовали начинающим сценаристам из Астрахани, мечтающим о большом кино? Каков секрет вашего успеха?
Венера Чернышева: Секрет прост: учиться и работать! И здесь важны оба компонента. Недостаточно просто сидеть и ждать, когда «сложатся звезды». Нужно постоянно предлагать свой материал, создавать качественный продукт и приходить с ним к продюсерам. Нужно быть готовым к тому, что что-то не понравится, придется переделывать, искать новые ходы. Нужно предлагать хорошую историю, желательно, уже в готовом виде. Это непростая работа. Просто работать и отправлять! И не бояться пробиваться. Нужно учиться драматургии, понимать структуру и законы построения истории. Необходимо постоянно писать, не останавливаться перед отказами. Перед тобой закроют 100 раз дверь, но ты должен в 101 раз ее открыть и опять доказать. Но и просто верить в себя! Не бойтесь экспериментировать, ищите свой уникальный голос. Я думаю, что главное – не бояться показывать свои работы, получать обратную связь и постоянно совершенствоваться. И обязательно учиться, потому что без драматургического образования сейчас очень сложно. А единомышленников можно найти и в интернете, главное – пробовать!
«Юг России»: Что бы вы хотели сказать своим землякам, читателям «Юга России»?
Венера Чернышева: Верьте в чудеса, особенно в новогодние праздники! Поддерживайте мечты своих детей, слушайте свое сердце и не забывайте о своих корнях. Я часто вспоминаю момент, когда юной журналисткой Астраханского телевидения брала интервью у знаменитостей, и даже не могла представить, что когда-нибудь окажусь по другую сторону – уже в качестве сценариста, чью работу обсуждают! И, конечно, сходите в кино на «Письмо Деду Морозу» – надеюсь, этот фильм подарит вам праздничное настроение и заставит задуматься о важных вещах. Горжусь тем, что я родом из Астрахани, и надеюсь, что мой пример вдохновит других молодых людей из нашего региона идти к своей мечте!
«Юг России»: Венера, еще раз поздравляем вас с успехом и желаем вашему фильму большого зрительского признания! Будем с нетерпением ждать ваших новых проектов!
Венера Чернышева: Спасибо вам большое!
«Письмо Деду Морозу» уже в прокате. Не пропустите новогоднюю сказку, созданную нашей талантливой землячкой!
Другие новости из этой категории

Юные таланты Астрахани дадут рождественские органные концерты

Развитие инфраструктуры ВМФ: Минобороны определило задачи на 2026 год

В Астрахани школы закрывают на карантин из-за роста ОРВИ






