Пароход «Геркулес»: легенда Волги, которую стоит знать
История парового судоходства в Астрахани началась почти 200 лет назад. Одно из первых судов, разработанных в начале 19 века, служило даже при советской власти, сообщает «Астраханский листок».
На Каспии первые пароходные суда появились в 1828 году после завершения русско-персидской войны. При этом в двадцатых годах 19 века уже пять пароходов, принадлежавших Д.Н. Евреинову, одновременно возили до 80 тысяч пудов груза. Они были деревянными и достаточно тяжелыми, а путь от Астрахани до Нижнего Новгорода составлял месяц.
К 30-м годам того же века на Волге появляются промышленные пароходы, построенные не только в России, но и в Англии с Америкой.
«Пароход, неуклюжий, малосильный, глубоко сидевший в воде… медленно двинулся сверху к Астрахани. Толпы народу сбегались к берегу и дивились чудному судну, — с трубой и печкой, которое само ходит и вверх и вниз, без парусов, без лямки, только печку топи», — описывал их Иллюстрированный путеводитель по Волге 1898 г. (от Твери до Астрахани) авторства Г.П. Демьянова.
Несмотря на это регулярное пароходство на Волге началось только при образовании двух акционерных обществ («По Волге» в 1843 г. и «Меркурий» в 1849 г) в середине XIX века.
Знаменитое общество «По Волге» в 1848 году ввело в эксплуатацию голландские буксирные пароходы «Геркулес» и «Самсон», изготовленные на заводе «Финборт и Ко». Сначала они работали на дровах, а затем и нефти, и могли тянуть баржи с грузом до 10 тысяч тонн.
Об этом писала «Самарская газета» в своем № 73 за 1887 год.
«Пароходы эти построены в Голландии в 1847 году, а собраны на Конаевской пристани, близ Рыбинска; оба – железные. Этим ветеранам, таким образом, каждому по 40 лет. Они совершают рейсы между Рыбинском и Астраханью на протяжении 2.625 верст. Если, – читаем в цитируемом журнале, – предположить, что каждый из этих пароходов проходит в навигацию по 25.000 верст, т. е. сделает около десяти рейсов, то каждым из этих пароходов сделано в 40 лет – по 1 миллиону верст! Любопытно, что, по судовым спискам, машины и котлы на них служат также с 1847 года».
Но «Геркулес» продолжил работать даже при советской власти. Как сообщает «Астраханский листок» В 1924 году речник-механик Михаил Федорович Наенков возглавил процесс реставрации и ввод в эксплуатацию этого судна. Несмотря на то, что «Геркулесу» было уже почти сто лет, благодаря усилиям Наенкова он продолжал плавать, став старейшим судном на Волге.
Таким образом, исторический пароход «Геркулес» служил людям на протяжении многих десятилетий. Сейчас его модель можно увидеть в музее речного флота в Нижнем Новгороде.
Фото: Астраханский листок
Ранее «Юг России» сообщал, в Астрахани в Южном центре судостроения и судоремонта состоялась церемония подписания приемопередаточного акта танкера-химовоза «Волготранс – 2501». Участие в мероприятии приняли заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов и председатель правительства Астраханской области Олег Князев. Добавим, судно имеет шесть грузовых танков и обладает повышенным классом экологической безопасности и автоматизации.
Астраханские корабелы построили танкер-химовоз высокого класса экологической безопасности