В Астрахани работает единственный в регионе Центр поддержки семейного образования
На протяжении 6 лет в Астраханской области свою работу ведёт единственный в регионе Центр поддержки семейного образования. Он был создан семьями, которые искали альтернативные способы получения образования для своих детей. В начале пути в городе мало кто понимал, что такое семейное образование, и многих это очень сильно пугало.
«На данный момент Центр посещают около 20 детей. Его уникальность — работа по принципу большой семьи: ребёнок находится в окружении родителей и детей разных возрастов, и дети имеют возможность проявить себя как младший, как старший и как ровесник и это исключает буллинг. Дети собираются по интересам, независимо от возраста и не по придуманным кем-то правилам», — рассказала Юлия Кот, председатель и соучредитель Центра, изданию «Юг России».
Переход на семейное образование часто сопровождается вопросами и размышлениями на тему социализации детей. Скептиков волнует, как ребёнок, не посещающий школу, сможет влиться в общество.
АНО «Центр поддержки семейного образования и социально-культурных проектов «Вдохновение»» оказывает всестороннюю поддержку в социализации детей. На его базе ребята под присмотром взрослых общаются, дружат, участвуют в проектной деятельности, совместных мероприятиях, прогулках, ходят на экскурсии и занимаются творчеством. Педагоги и специалисты из других регионов приезжают в Центр и делятся своими знаниями. Например, «Вдохновение» сотрудничает с кафедрой педагогики Волгоградского государственного университета, Школой Лидеров «Журавли». А также проводятся консультации, образовательные курсы для родителей, где вместе с ними могут присутствовать дети, еженедельные родительские встречи — университеты.
Однако на семейной форме обучения родителям важно помнить об ответственности, которую они берут на себя, забирая ребёнка из общеобразовательной школы.
«Ответственность за аттестацию детей на семейном обучении лежит на родителях, которые сами принимают решения, где и как часто будет проходить аттестацию их ребёнок. Часть наших детей проходит аттестацию в школе, но большая часть — дистанционно. Хоть это и платно, но позволяет сдавать аттестацию в любое время учебного года и изучать предметы методом «погружения»: когда один предмет школьной программы изучается полностью и аттестация сдаётся за весь курс, например, с 5 по 9 класс сразу», — отметила Юлия.
Люба, ученица 4 класса. В 7 лет она очень хотела пойти в «большую» школу, как её подружки. Девочка проучилась там четверть, когда поняла, что больше ходить туда не хочет, о чем и заявила родителям. Тогда было принято решение перевести дочь на семейное обучение.
Надежда, мама Любы, делится: «Как и у любого родителя, у меня были страхи, связанные с будущим ребёнка: что будет, если дочь уйдёт из школы. Но после знакомства с Ефремовой Марией Викторовной, основателем «Вдохновения», все переживания ушли. Младшая без школы стала спокойнее, болезни сошли на нет. Я как родитель перестала испытывать переживания по поводу полученных оценок и домашнего задания. Теперь дочка может в удобном для неё ритме изучать предметы и не переживать, что не успевает по программе».
Вот уже 4 года Люба с удовольствием ходит в Центр, где вместе с друзьями проводит время за занятиями по душе.
«Мне нравится, что все родители спокойно относятся к тому, что ты что-то не понимаешь, и спокойно объясняют. Мне нравится, что у нас нет формы, мы можем надевать, что хотим и красить волосы. Я могу подходить ко взрослым с любыми личными вопросами, и они помогут мне в них разобраться», — делится девочка.
Как мы сообщали ранее, в Астраханской области, согласно данным, предоставленным министерством образования и науки региона изданию «Юг России», 1123 ребенка в настоящее время занимаются по школьной программе на семейной форме обучения. Ранее, в 2022 году, региональное министерство называло эту цифру несколько меньшей — чуть более 800 детей. Стоит отметить, что прирост детей, перешедших на семейное образование, это общероссийская тенденция — в 2023 году в стране, по последним данным Минпросвещения, на семейном обучении находятся 64 тысячи детей. Официальное признание и распространение этой формы обучения было спровоцировано пандемией, которая повлекла за собой увеличение предложений на образовательном рынке.