Город счастливого детства: в Астрахани открыли выставку художника Киреева
«Цена есть всему…выбор за нами…» — Владимир Киреев.
В Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина открылась выставка «Конечно, быть…» Владимира Васильевича Киреева – советского и российского художника, педагога.
Он родился 20 января 1945 года в городе Астрахань, но будучи еще ребенком, переехал вместе со своей семьей в Москву. Несмотря на это, воспоминания о «городе счастливого детства» (именно так художник называл Астрахань) Киреев пронес через всю жизнь.
Экспозиция включает в себя 18 живописных полотен и 20 графических работ, написанных Владимиром Васильевичем в разные годы, его архивные фотографии, награды, а также цитаты самого художника и автопортрет.

Фото: Юг России
Издание «Юг России» записало интервью с заместителем директора Астраханской картинной галереи по экспозиционно-выставочной работе, куратором выставки Мариной Владимировной Емелиной.
По ее словам, все картины Киреева, посвященные Астрахани, являются воспоминаниями-впечатлениями. Полотна художнику помогла создать его великолепная память.
«Надо сказать, отец не слишком приветствовал занятия сына изобразительным искусством. В школьные каникулы художник приезжал в Астрахань, а последний его визит в город детства был еще в восьмидесятые годы. Он вспоминал Астрахань жаркую и солнечную. Вспоминал Волгу, арбузы, рыбу, особенно воблу», — рассказала Марина Владимировна «Югу России».
Владимир Киреев «ощущал» себя астраханцем. По словам его знакомых, он всегда с гордостью рассказывал о том, что родился именно в Астрахани, а идея создать выставку в родном городе у московского художника появилась еще в 2019 году.

Фото: Юг России
«В 2019 году я списалась с ним в социальных сетях и начала расспрашивать о том, помнит ли он Астрахань. Его ответы были предельно искренние и, как мне кажется, он даже с какой-то благодарностью воспринял то, что раздался интерес из родного города. В своих ответах он называл Астрахань городом счастливого детства», — вспоминает Марина Владимировна.
В 2020 году наступила пандемия и переписка прервалась. В это время Владимир Васильевич был болен. К сожалению, в 2021 художник ушел из жизни.
Но вот спустя три года Марине Владимировне написала дочь художника — Екатерина Марьян. Они начали обсуждать идею о воплощении выставки в жизнь, и тогда стало ясно, что ей все-таки суждено состояться.
«Я очень признательна Екатерине, что она смогла организовать выставку в нашем городе. Мы много переписывались с ней для того, чтобы понять, что же было главным в жизненном и творческом кредо Владимира Васильевича, как отразить это в экспозиции», — признается Марина Емелина.

Фото: Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина
На вернисаже присутствовали дочь художника Екатерина Марьян и его внук Федор Старостин, которых приветствовала директор картинной галереи Ирина Перова, поблагодарившая за организацию выставки и передачу в дар музею нескольких живописных работ.
«Когда деревья были большими»
Особое место среди работ Киреева занимают полотна, посвященные солнечной Астрахани: «Вечер в Кремле» (2005), «Прогулка в Астраханском Кремле» (2012) и «Астраханское детство» (2017).

Фото: Юг России
«Этот мальчик сейчас в астраханском кремле ощущает себя, наверное, таким маленьким, но в то же время испытывающим восхищение — и кремлем, и его архитектурой и, конечно же, огромными деревьями», — рассказывает Марина Владимировна.

Фото: Юг России
Среди работ на выставке представлены и колористически яркие пейзажи Москвы, Крыма, Греции, а также несколько жанровых композиций.

Фото: Юг России
«Мы очень хотели показать его натюрморты. Дело в том, что Владимир Васильевич окончил Московское художественно-ремесленное училище, а потом учился в Московском полиграфическом институте (ныне МГУП им. Ивана Фёдорова). Киреев был прекрасным графиком и его живопись, можно сказать, графична», — поясняет Марина Владимировна.
По словам куратора выставки, Киреев не просто создавал свои натюрморты, он выстраивал их в определённом ритме.
«Его натюрморты очень сложны, ведь они многослойны и, что самое главное, слово ритм было ключевым для него при работе с постановкой предметов. В ритме форм, тональностей, красок, света и тени выстраиваются их взаимоотношения»

Фото: Юг России
В его многопредметных и композиционно сложных полотнах просматривается еще одна особенность творческого почерка Киреева — стремление к анализу, структурированию.
Необходимо отметить и то, что в картинной галерее представлены работы Киреева, написанные маслом, нарисованные пастелью, цветными и угольными карандашами и даже обычными шариковыми ручками.
Это произвело огромное впечатление на гостей выставки.

Фото: Астраханская государственная картинная галерея имени П. М. Догадина
«Очень понравились рисунки цветными карандашами и ручками. Вроде простые предметы, а так мастерски нарисованы!»
«Увидела Астрахань другими глазами! Яркость, самобытность и уникальность города – в сочной палитре художника», — делятся своими эмоциями восхищенные зрители.
Трактат об искусстве, или «Конечно, быть…»
Не просто так выбрали и название выставки. По словам Марины Владимировны, цитаты, представленные в рамках экспозиции, часто являлись обращением Владимира Васильевича к его же ученикам, а название выставки – это ответ художника на известный драматический вопрос.
Однажды один из его учеников спросил Владимира Васильевича: «Быть мне или не быть художником?», на что он отвечал: «Конечно, быть. Но каким художником? Это другой вопрос. Каким ты станешь? Найдешь ли ты свой путь?».
«Безусловно, Киреев был художником-философом. Одна из его цитат — под ней я подписалась бы полностью — звучит так: «У всего есть своя цена. Выбор делаем мы». То есть выбор всегда остаётся за нами. Эти цитаты и название выставки напрямую между собой связаны», — рассказывает Марина Емелина «Югу России».

Фото: Юг России
На извечный вопрос «Быть или не быть?», который когда-то прозвучал много столетий назад в мировой культуре, Киреев отвечал: «Конечно, быть». Быть личностью, быть в творчестве, быть для родного города и, конечно, быть выставке в Астрахани.
Ранее «Юг России» сообщал, в Астрахани в рамках развития культурного сотрудничества между регионами юга России прошла фотовыставка, посвященная 415-летию добровольного вхождения Калмыкии в состав России. Автор экспозиции Татьяна Миловановая в рамках проекта «Калмыцкая степь в объективе» представила более 50 постановочных фотографий, иллюстрирующие быт кочевых калмыков. Презентация проекта прошла на территории Астраханского краеведческого музея.
Другие новости из этой категории

Астраханец заплатит миллион за загрязнение почвы сточными водами

«Волгарь» рвется в Лигу PARI: Дасаев отметил прогресс Астрахани

Квартира в браке: Росреестр разъясняет права супругов на имущество





