Город счастливого детства: в Астрахани открыли выставку художника Киреева
«Цена есть всему…выбор за нами…» — Владимир Киреев.
В Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина открылась выставка «Конечно, быть…» Владимира Васильевича Киреева – советского и российского художника, педагога.
Он родился 20 января 1945 года в городе Астрахань, но будучи еще ребенком, переехал вместе со своей семьей в Москву. Несмотря на это, воспоминания о «городе счастливого детства» (именно так художник называл Астрахань) Киреев пронес через всю жизнь.
Экспозиция включает в себя 18 живописных полотен и 20 графических работ, написанных Владимиром Васильевичем в разные годы, его архивные фотографии, награды, а также цитаты самого художника и автопортрет.
Издание «Юг России» записало интервью с заместителем директора Астраханской картинной галереи по экспозиционно-выставочной работе, куратором выставки Мариной Владимировной Емелиной.
По ее словам, все картины Киреева, посвященные Астрахани, являются воспоминаниями-впечатлениями. Полотна художнику помогла создать его великолепная память.
«Надо сказать, отец не слишком приветствовал занятия сына изобразительным искусством. В школьные каникулы художник приезжал в Астрахань, а последний его визит в город детства был еще в восьмидесятые годы. Он вспоминал Астрахань жаркую и солнечную. Вспоминал Волгу, арбузы, рыбу, особенно воблу», — рассказала Марина Владимировна «Югу России».
Владимир Киреев «ощущал» себя астраханцем. По словам его знакомых, он всегда с гордостью рассказывал о том, что родился именно в Астрахани, а идея создать выставку в родном городе у московского художника появилась еще в 2019 году.
«В 2019 году я списалась с ним в социальных сетях и начала расспрашивать о том, помнит ли он Астрахань. Его ответы были предельно искренние и, как мне кажется, он даже с какой-то благодарностью воспринял то, что раздался интерес из родного города. В своих ответах он называл Астрахань городом счастливого детства», — вспоминает Марина Владимировна.
В 2020 году наступила пандемия и переписка прервалась. В это время Владимир Васильевич был болен. К сожалению, в 2021 художник ушел из жизни.
Но вот спустя три года Марине Владимировне написала дочь художника — Екатерина Марьян. Они начали обсуждать идею о воплощении выставки в жизнь, и тогда стало ясно, что ей все-таки суждено состояться.
«Я очень признательна Екатерине, что она смогла организовать выставку в нашем городе. Мы много переписывались с ней для того, чтобы понять, что же было главным в жизненном и творческом кредо Владимира Васильевича, как отразить это в экспозиции», — признается Марина Емелина.
На вернисаже присутствовали дочь художника Екатерина Марьян и его внук Федор Старостин, которых приветствовала директор картинной галереи Ирина Перова, поблагодарившая за организацию выставки и передачу в дар музею нескольких живописных работ.
«Когда деревья были большими»
Особое место среди работ Киреева занимают полотна, посвященные солнечной Астрахани: «Вечер в Кремле» (2005), «Прогулка в Астраханском Кремле» (2012) и «Астраханское детство» (2017).
«Этот мальчик сейчас в астраханском кремле ощущает себя, наверное, таким маленьким, но в то же время испытывающим восхищение — и кремлем, и его архитектурой и, конечно же, огромными деревьями», — рассказывает Марина Владимировна.
Среди работ на выставке представлены и колористически яркие пейзажи Москвы, Крыма, Греции, а также несколько жанровых композиций.
«Мы очень хотели показать его натюрморты. Дело в том, что Владимир Васильевич окончил Московское художественно-ремесленное училище, а потом учился в Московском полиграфическом институте (ныне МГУП им. Ивана Фёдорова). Киреев был прекрасным графиком и его живопись, можно сказать, графична», — поясняет Марина Владимировна.
По словам куратора выставки, Киреев не просто создавал свои натюрморты, он выстраивал их в определённом ритме.
«Его натюрморты очень сложны, ведь они многослойны и, что самое главное, слово ритм было ключевым для него при работе с постановкой предметов. В ритме форм, тональностей, красок, света и тени выстраиваются их взаимоотношения»
В его многопредметных и композиционно сложных полотнах просматривается еще одна особенность творческого почерка Киреева — стремление к анализу, структурированию.
Необходимо отметить и то, что в картинной галерее представлены работы Киреева, написанные маслом, нарисованные пастелью, цветными и угольными карандашами и даже обычными шариковыми ручками.
Это произвело огромное впечатление на гостей выставки.
«Очень понравились рисунки цветными карандашами и ручками. Вроде простые предметы, а так мастерски нарисованы!»
«Увидела Астрахань другими глазами! Яркость, самобытность и уникальность города – в сочной палитре художника», — делятся своими эмоциями восхищенные зрители.
Трактат об искусстве, или «Конечно, быть…»
Не просто так выбрали и название выставки. По словам Марины Владимировны, цитаты, представленные в рамках экспозиции, часто являлись обращением Владимира Васильевича к его же ученикам, а название выставки – это ответ художника на известный драматический вопрос.
Однажды один из его учеников спросил Владимира Васильевича: «Быть мне или не быть художником?», на что он отвечал: «Конечно, быть. Но каким художником? Это другой вопрос. Каким ты станешь? Найдешь ли ты свой путь?».
«Безусловно, Киреев был художником-философом. Одна из его цитат — под ней я подписалась бы полностью — звучит так: «У всего есть своя цена. Выбор делаем мы». То есть выбор всегда остаётся за нами. Эти цитаты и название выставки напрямую между собой связаны», — рассказывает Марина Емелина «Югу России».
На извечный вопрос «Быть или не быть?», который когда-то прозвучал много столетий назад в мировой культуре, Киреев отвечал: «Конечно, быть». Быть личностью, быть в творчестве, быть для родного города и, конечно, быть выставке в Астрахани.
Ранее «Юг России» сообщал, в Астрахани в рамках развития культурного сотрудничества между регионами юга России прошла фотовыставка, посвященная 415-летию добровольного вхождения Калмыкии в состав России. Автор экспозиции Татьяна Миловановая в рамках проекта «Калмыцкая степь в объективе» представила более 50 постановочных фотографий, иллюстрирующие быт кочевых калмыков. Презентация проекта прошла на территории Астраханского краеведческого музея.