Роспатент: Российские предприниматели стали чаще регистрировать товарные знаки
Фото: Юг России
В последнее время владельцы бизнеса в России стали чаще прибегать к процедуре регистрации товарного знака. По данным Роспатента, только за 2023 год в стране было зарегистрировано более 86 тысяч товарных знаков, а количество поданных заявок в прошлом году достигло 143 тысяч. В процентном отношении число заявок по сравнению с 2022 годом выросло на 37%. Сейчас в России действуют почти 866 тысяч свидетельств на товарные знаки. Их имеют 57% российских товаров и услуг.
Вместе с увеличением регистрации товарных знаков выросло и число судебных исков за незаконное их использование. Но, как выяснил корреспондент издания «Юг России», не всегда это нарушение носит злонамеренный характер. Чаще всего происходит так называемое столкновение товарных знаков. Они оказываются сходными по написанию, словесному произношению и логотипу. Именно в такой ситуации оказалась предприниматель, директор сети фитнес-клубов г. Астрахани Елизавета Перекрестова.
«Когда мы открывали фитнес-клуб, первым встал вопрос о регистрации товарного знака, — рассказала изданию «Юг России» Елизавета Перекрестова. – Убедившись, что созвучного товарного знака в МКТУ по нашему классу (согласно классификатору все товары и услуги поделены на 45 классов) на данный момент не зарегистрировано, мы благополучно подали заявку через патентного поверенного. По опыту знаем, что экспертиза заявки занимает около года, поэтому мы не стали ждать. После успешной регистрации заявки мы начали готовиться к открытию.
И каково было наше удивление, когда в регистрации знака нам было отказано. Это было фиаско! Ведь бизнес уже работал почти год. Конечно, было жаль затраченных средств на вывески, форму для персонала, рекламу. Но главное — бренд стал популярным. Мы не смогли с ним расстаться, поэтому продолжили работать под старым названием. В то же время подали заявку на регистрацию нового знака.
Спустя время на просторах интернета нас заметил владелец торгового знака, созвучного с нашим. Как выяснилось потом, мы примерно в одно время подали заявки в Роспетент. Экспертиза по его знаку прошла быстрее, поэтому решение о регистрации было вынесено раньше. Это стало причиной отказа регистрации нашего товарного знака.
Пришлось отказываться от «родного имени» и привыкать к новому. Благо к этому времени у нас на руках уже было свидетельство о регистрации другого знака. В этот раз мы подошли к этой процедуре очень щепетильно и зарегистрировали сразу 3 вида товарного знака: комбинированный, словесный и изобразительный».
За разъяснениями издание «Юг России» обратилось к IP-юристу, патентному поверенному Ольге Ишмеевой. Она подтвердила, что в последнее время владельцы бизнеса начали чаще отстаивать в судах интересы по фактам незаконного использование своего товарного знака. К такому способу предприниматели прибегают не только потому, что некоторые сознательно работают под чужими товарными знаками. Скорее, люди стали более требовательно относиться к нарушениям в этой области ведения бизнеса. Наиболее распространенным это стало после пандемии, когда началось активное развития бизнеса в сети (интернет. – Прим. ред.), стерлись территориальные границы, и все стали на виду друг у друга.
«На моей практике в этих спорах суды почти всегда встают на сторону того, кто первым зарегистрировал товарный знак, — рассказала эксперт. — Даже несмотря на то, что компания, против которой подан иск правообладателем товарного знака, работала под этим названием не один десяток лет. Последним придется доказывать суду, что новая компания сделала это умышленно, зная, что уже существует организация под таким названием, что они преднамеренно использовали фирменный стиль, репутацию, известность и популярность компании.
Поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, я всегда советую предпринимателям начинать свой бизнес с регистрации товарного знака. И уже потом, когда ваш товарный знак, который, напомню, является интеллектуальной собственностью компании, находится под защитой государства, вкладывать средства в продвижение и развитие».
В России использование чужого товарного знака преследуется законом. Деятельность компании, у которой будет обнаружено подобное нарушение, подпадает по статьи Гражданского, Уголовного кодексов и Кодекса об административных правонарушениях. В качестве наказания за использование чужого товарного знака предусмотрены компенсации до 5 млн рублей, конфискация средств производства и уничтожение продукции, а также штраф от 200 тысяч до 1 млн рублей, исправительные работы на срок до 2 лет или лишение свободы сроком до 6 лет.