Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:42
Автор: Ния Топурия
Иван Сусанин

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов
Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

 

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

 

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

 

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

 

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

 

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

 

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

 

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности
Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

 

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

Пустое кресло
21 июня, 2024 | 19:09

8 смельчаков пройдут собеседование на пост министра строительства и ЖКХ Астраханской области

Предварительный этап конкурса на государственную должность в Астраханской области завершен, и теперь начнется самое "веселье". Губернатор Игорь Бабушкин поручил администрации провести конкурс для выбора кандидатов, которые займутся вопросами строительства, жилищной политики и ЖКХ региона. Идею конкурса губернатор предложил на заседании облдумы во время отчета о работе правительства региона. Прием заявок завершился 17 июня. Было подано 8 заявок от опытных кандидатов. Трое из них даже согласны покинуть свои уютные регионы ради всех прелестей Астраханской области. Теперь кандидаты пройдут собеседование и представят свои программы развития отрасли. Лучшие удостоятся чести лично встретиться с губернатором Игорем Бабушкиным.
МТК Север-Юг
| 18:35

Беспилотные суда будут тестировать на морском пути от Астрахани до Ирана

На международном транспортном коридоре "Север - Юг" планируют внедрить беспилотное судоходство. Технологию испытывают на иностранных судах. Об этом сообщил "Юг России" со ссылкой на  пресс-службу компании Sitronics KT. Коридор "Север - Юг" соединяет Санкт-Петербург и Мумбаи, участие в проекте принимают 14 стран. Морской путь от порта Астрахани до порта Энзели в Иране рассматривают как первый полигон для тестирования. Планируют создать нормативную базу для автономных судов. Гендиректор Sitronics KT Андрей Родионов считает, что проект может подтолкнуть к принятию международного кодекса и стандартизации технологий. Для полноценного внедрения беспилотных судов нужны цифровые системы в портах и новое правовое регулирование. Это станет шагом для развития международного автономного судоходства.
Трамвай старый ВОВ госпиталь
| 12:44

В госархиве рассказали, как в ВОВ перевозили раненых на астраханских трамваях

В Астраханском Госархиве рассказали, как во время Великой Отечественной войны раненых бойцов доставляли на трамваях. Заместитель директора архива Екатерина Шалацкая поделилась подробностями с изданием "Юг России". Каждый год, 22 июня, россияне вспоминают День памяти и скорби. Именно в этот день в 1941 году на СССР напала нацистская Германия. В преддверии этой даты Екатерина Шалацкая раскрыла детали уникального проекта. В годы войны городские власти задумали доставлять раненых в госпитали с помощью трамваев. Было решено проложить трамвайные линии к госпиталям. «Был задуман уникальный проект по доставке раненых прямо в госпитали с помощью трамваев. Городские власти решили произвести прокладку трамвайных линий, по которым должны были ходить 12 трамваев. Первая линия появилась 29 июня. Она вела к Клубу железнодорожников на улице Чалабяна (нынешний лицей №3). Другие линии появились 2 июля к бывшей школе им. Горького (ныне Консерватория) и 4 июля к Педагогическому институту на улице Ш
Грузовик
20 июня, 2024 | 12:49

В Астрахани восстанавливают леерное ограждение на Новом мосту после ДТП

В Астрахани приступили к восстановлению леерного ограждения на Новом мосту, поврежденного в результате вчерашнего дорожно-транспортного происшествия. Специалисты муниципального предприятия "Мосты и каналы" начали работы по восстановлению элементов ограждения и подсчитывают ущерб. Напомним, вчера на Новом мосту грузовой автомобиль снес несколько метров отбойного и пешеходного ограждения. По данным пресс-службы УМВД России по Астраханской области, у грузовика возникла техническая неисправность, из-за чего водитель не справился с управлением, и транспортное средство врезалось в ограждение. К счастью, никто не пострадал. Муниципальное предприятие "Мосты и каналы" намерено провести работу, чтобы понесенные затраты возместил владелец автомобиля. В случае необходимости будет подготовлено соответствующее обращение в суд.