Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:46
Автор: Ния Топурия

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов

Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности

Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

17 июня, 2024 | 18:41

«Астраханская энергосбытовая компания» отключает «Коммунэнерго» за долги

18 июня ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» начнёт отключать электричество на 45 объектах МУП «Коммунэнерго» в Астрахани. Это связано с долгами компании, которые превышают 199 миллионов рублей. У руководства не получилось погасить задолженность, и энергетики пришли к крайним мерам. На уведомление об отключениях «Коммунэнерго» отреагировать не успело. До 24 июня у них есть шанс оплатить долги. В противном случае часть объектов останется без электричества. По данным компании, коммунальные предприятия Астраханской области задолжали за электроэнергию более 1,5 миллиарда рублей на начало июня 2024 года.  
Электроэнергия
| 18:08

Более 87 млн рублей направили на подготовку к отопительному сезону в Астраханской области

В первом квартале специалисты филиала «Россети Юг» – «Астраханьэнерго» активно готовили энергокомплекс к следующему отопительному сезону. На эти цели было выделено почти 87 миллионов рублей, что на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщает АБН 24.  За три месяца энергетики отремонтировали 17 высоковольтных подстанций, около 50 трансформаторных подстанций 6-10 кВ, а также более 50 километров воздушных и кабельных линий электропередачи. До наступления холодов "Россети Юг" планируют в Астраханской области отремонтировать еще 115 подстанций 35-110 кВ, около 400 километров воздушных и кабельных линий всех классов напряжения, а также почти 390 трансформаторных подстанций. Работы по очищению опор ЛЭП от деревьев и кустарников также будут продолжены. Фото: пресс-служба Россети Юг
Пишет, ручка, написание
| 17:07

Астраханец оштрафован за фиктивную прописку иностранца

Сотрудники Харабалинского районного отделения судебных приставов в Астраханской области взыскали штраф с местного жителя. Мужчину осудили за фиктивную прописку иностранного гражданина. Известно, что мужчина специально оформил временную регистрацию гражданина Узбекистана в своем доме. Однако иностранец там не проживал. Суд доказал, что фиктивную прописку сделали для того, чтобы иностранец мог остаться в России. Житель области признал, что прописал иностранца за деньги. Но фактически жилье ему не предоставлял. Суд признал его виновным по статье 322.3 УК РФ за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина. Суд назначил жителю штраф в размере 20 тысяч рублей. Судебные приставы предупредили его о возможной замене штрафа на более строгое наказание. Осужденный оплатил штраф полностью, не дожидаясь замены наказания.
Не парковаться, парковка запрещена
| 16:53

В Астрахани на 5 улицах вводится запрет на парковку

Внимание водителям! Важная информация о введении ограничений на движение автомобилей. Для повышения безопасности на дорогах временно вводятся ограничения для парковки транспорта: на ул. Красная Набережная от д. 7а до ул. Адмиралтейская с 8:00 17 июня 2024 г. до 22:00 30 декабря 2024 г.; на ул. Набережная Приволжского Затона с 18:00 17 июня 2024 г. до 22:00 30 декабря 2024 г.; на ул. Красная Набережная от д. 8/1/7 до ул. Адмиралтейская с 18:00 17 июня 2024 г. до 22:00 30 декабря 2024 г.; на ул. Бориса Алексеева с 9:00 21 июня 2024 г. до 22:00 30 декабря 2024 г.; на ул. Михаила Аладьина от ул. Советская, д. 32 до ул. Ленина, д. 54/12 с 9:00 21 июня 2024 г. до 22:00 30 декабря 2024 г. Пользуйтесь этой информацией при планировании своего маршрута, чтобы избежать неудобств. Ранее  в администрации Астрахани уведомили  о введении ограничений на движение транспорта на одной из центральных улиц города. Из-за проведения ремонтных работ с 8:00 18 июня до 20:00 1 августа