Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:46
Автор: Ния Топурия

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов

Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности

Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

астраханские полицейские
26 февраля, 2024 | 15:52

Астраханские полицейские спасли юную ростовчанку

Отряд астраханской полиции во время командировки в Ростовской области спас девочку, провалившуюся под лед.  Об этом сообщает пресс-служба астраханской полиции. Ребенка в водоеме заметил житель хутора Гусев Ростовской области. Он и обратился в полицию. На место происшествия незамедлительно направился астраханец, подполковник Николай Жураковский.  В то же время он направил к пруду своих коллег – капитана внутренней службы Валерия Колдаева, прапорщика полиции Александра Дырдина, старшего лейтенанта полиции Закира Уруджева и сержанта полиции Юрия Шурганова. Отмечается, что сотрудники несли службу недалеко от места. На месте полицейские застали мужчину, который пытался достать девочку из воды с помощью лестницы. Стражи порядка соорудили трос из веревок, распределили его по тонкому льду и бросили один конец мужчине. Длины не хватило, и полицейские проломили лед у берега, вошли в воду и докинули трос до полыньи. Мужчина привязал канат к лестнице, чтобы сотрудники полиции вытянули его и
медики, операция, хирургия, врачи
24 февраля, 2024 | 21:24

РНБР: в России врачи стали чаще проводить бариатрические операции

Российские хирурги стали проводить больше бариатрических операций пациентам с ожирением. Это подтверждают данные Российского Национального бариатрического реестра (РНБР), которые изучило издание «Юг России». Так в 2020 году хирурги провели всего 3292 операции такого характера, в 2021 уже — 5833. Рост эксперты РНБР отмечали и далее. В 2023 году бариатрических операций в России уже было сделано более 9204. При этом стоит отметить, что бариатрия — это не косметическая процедура, а серьезное хирургическое вмешательство, которое возможно только по назначению врача. Издание «Юг России» обратилось за разъяснениями к заведующему хирургическим отделением Астраханской клинической больницы ЮОМЦ ФМБА России, Заслуженному врачу РФ, профессору Одишелашвили Гиви Доментиевичу. Он проводит бариатрические операции на базе федеральной клиники. [gallery columns="1" size="medium" ids="3077"] — Бариатрические операции — это хирургический способ снижения веса. В ходе операции пациенту уменьшают объем
| 12:28

Астраханец создал видео в память о земляках, погибших в зоне СВО

Астраханец создал видео в память о земляках, погибших в зоне проведения Специальной военной операции. Рустам Тулендеев, житель Астрахани, на протяжении двух лет собирал имена и фотографии своих земляков, которые погибли в ходе СВО на Донбассе. Таким образом он решил сохранить память о героях, которые выполнили свой долг перед Родиной ценой своей жизни. Ссылку на ролик он предоставил изданию «Юг России», однако YouTube вскоре заблокировал видео. Но памятное видео по-прежнему доступно на отечественных платформах и судя по количеству репостов оно дойдет до каждого в Астраханской области. - Я в течение двух лет собирал имена и фотографии из сводок и сообщений о погибших земляках, исполнявших долг в зоне СВО. Затем смонтировал ролик в память о бойцах-астраханцах. Среди воинов, отдавших жизнь за Родину, есть и те, кого я знал лично. Я хочу сохранить память об астраханцах, которые ценой своей жизни выполнили долг перед Родиной, - прокомментировал Рустам изданию «Юг России». В коммент
Астраханским школьникам
22 февраля, 2024 | 13:42

Астраханским школьникам рассказали о работе МЧС

Астраханским школьникам провели экскурсию по Специализированной пожарно-спасательной части Астраханской области. Ученикам гимназии №1 показали помещения, главные посты, технику и оснащение пожарных. Экскурсию приурочили ко Дню защитника Отечества. Пятиклассникам рассказали о службе в пожарной охране и ответили на все интересующие вопросы. Больше всего ребята хотели узнать, как дежурят спасатели и как им поступает сигнал тревоги. Также школьники примерили защитные костюмы и посидели за рулем настоящих пожарных автомобилей. Добавим, что такие экскурсии для детей в пожарные части Астраханской области проводят постоянно.