Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:46
Автор: Ния Топурия

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов

Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности

Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

14 сентября, 2024 | 07:21

Волочкова рассказала, почему продала 20 квартир в Астрахани

Анастасия Волочкова, известная балерина и звезда светской хроники, снова оказалась в центре внимания. Недавно она удивила всех, признавшись, что продала 20 квартир в Астрахани, которые подарил ей муж Игорь Вдовин. Причина такого неожиданного решения оказалась простой: владение таким количеством недвижимости оказалось невыгодным. По словам Волочковой, содержание квартир требовало больших расходов на коммунальные платежи и обслуживание. Вместо источника дохода квартиры стали для нее настоящей головной болью. "Я была вынуждена продать эти квартиры. Это были пассивные активы, за которые нужно было постоянно платить. Это стало непомерной ношей", — честно рассказала Анастасия в интервью радиостанции КП. Кроме того, Волочкова отметила, что ее бывший муж Игорь Вдовин оставил ей финансовые вопросы, которые до сих пор не улажены. "Меня человек просто обманул. Когда он сказал, что ничего не должен мне, я была вынуждена взять у него долевое участие в квартирах. Я судилась за эти квартиры. Пр
13 сентября, 2024 | 21:31

Водитель на Ладе насмерть сбил женщину в Астрахани

13 сентября 2024 года в 19:35 водитель Лады Приоры, мужчина 1988 года рождения, сбил женщину на улице Лобачевского. 56-летняя женщина переходила дорогу в неположенном месте. К сожалению, она скончалась на месте от полученных травм до приезда скорой помощи. Госавтоинспекция Астрахани выясняет все обстоятельства происшествия и проводит процессуальную проверку, сообщил командир Отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по городу Астрахани, капитан полиции Сергей Тутаринов:
13 сентября, 2024 | 20:48

В Госдуму внесли законопроект: новые изменения в молодежной политике России

В Государственную Думу внесли законопроект, который предлагает изменения в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации". Эти изменения направлены на улучшение правового регулирования и активное вовлечение молодежи в принятие важных решений. Федеральный закон от 30 декабря 2020 года, № 489-ФЗ, стал основой для создания единого правового поля в сфере молодежной политики. Он позволил взаимодействовать всем субъектам этой деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако, в марте 2022 года Комитет Государственной Думы по молодежной политике начал сбор предложений по совершенствованию закона. Всего поступило 1085 предложений от молодежи, экспертов, крупных молодежных организаций и органов власти. Предложения были распределены по девяти ключевым блокам и учтены при разработке законопроекта. Вот некоторые из них: Уточнение понятия "молодежная политика", включающее защиту прав и интересов молодых людей. Включение новых субъектов в категор
13 сентября, 2024 | 17:40

Прокуратура Астрахани начала проверку по факту затопления дома горячей водой

Прокуратура Советского района Астрахани начала проверку после публикации тревожного видео Народного фронта на сайте "Юг России". В ролике жители дома на улице Волжская, 62 рассказывали, как с августа они живут фактически в общественной бане — подвалы их дома затапливает горячая вода, несмотря на отсутствие горячего водоснабжения в квартирах. Жители сами борются с подтоплением, используя насосы, но проблема не решается. В подъезде, где находится электрощит, постоянная повышенная влажность, что создает опасность возгорания и электротравм. Сырость разрушает стены и лестницы, в доме завелись насекомые, штукатурка отходит. Горячая вода просачивается через фундамент, и это может серьезно повредить здание. Прокуратура совместно с представителями ресурсоснабжающих организаций уже обследует место инцидента. При необходимости будут приняты меры реагирования. Ситуация находится под контролем прокуратуры области. Жильцы надеются на быстрое решение проблемы и улучшение условий проживания.