Звездная болезнь: астрофотограф из Астрахани рассказал, что нужно для космических пейзажей
Фото: Галактика «Водоворот»
Инструкция для начинающих астрофотографов
XIX век был насыщен астрономическими открытиями. В 1860-х годах стали появляться детальные фотографии Луны. В 1870-х годах Резерфорд впервые зафиксировал зернистую структуру Солнца, а Генри Дрейпер получил спектр и линии поглощения Веги. Англичанин Исаак Робертс после 1885 года начал активно фотографировать ночное небо с помощью своего двадцатидюймового рефлектора f/5.
С появлением цифровых камер создание фотографий упростилось в разы. Современные технологии дали толчок развития снимков космоса и звёздного неба, так появилась цифровая астрофотография. Влад Рябинин – астраханский астрофотограф, участник фестивалей фотографии Nature Photo Camp, экспонент иммерсивной выставки в Государственном историческом музее, занимается лунно-планетной съёмкой, создаёт фото объектов глубокого космоса и астропейзажи, сделанные не только на территории Астраханской области, но и за пределами нашей страны.
Он расскажет, что нужно, чтобы начать заниматься астрофотографией, какое использовать оборудование и в каких программах обрабатывать фотографии ночного неба.
ЮР: Доброй ночи, Влад, ты являешься астрофотографом. Можешь рассказать, как вообще стал увлекаться астрофотографией? Предшествовали ли этому обычные фото или всё сразу началось с космоса?
Влад: Вообще, мой путь в астрофотографии начался вот именно с неё. Начался он максимально просто: я по телевизору увидел красивые снимки космических объектов, галактик, туманностей. Очень красочные. И подумал: «а это же как-то можно снять», вот, и начал интересоваться этой тематикой. В итоге окунулся в неё с головой. И в принципе, дошёл до той цели, чтобы снять те объекты, которые видел по телевизору. С этого и начался мой путь в астрофотографии и, в принципе, ещё не остыл.
ЮР: Расскажи про аппаратуру: какую ты используешь, какую можно, в принципе, использовать? Желательно с самого начала приобретать фотоаппарат или можно делать снимки на телефон?
Влад: Желательно, конечно, на фотоаппарат делать, потому что по качеству он будет выдавать лучший результат. Изначально, для человека, который не имеет ничего, но хочет начать свой путь в астрофотографии, имеет смысл приобрести самый минимум — это штатив и фотоаппарат. С этого уже можно начинать фотографировать какие-то звёздные пейзажи, протяжённые звёздные объекты, просто звёздное небо. Если кто-то хочет начать уже более серьёзно заниматься — приобрести телескоп.
Астрофотограф посоветовал не начинать со сложного оборудования. Сначала нужно попробовать и понять, насколько процесс создания астроснимков вам нравится, ведь хорошее оборудование то, которое часто используется.
Для пейзажной астрофотографии подойдут любые модели современных цифровых камер. Особое внимание стоит уделить выбору объектива: он должен быть светосильным от F2.8 и выше, а также индивидуально стоит подходить к выбору фокусного расстояния. Обычно это широкоугольные объективы 8-35 мм. Следует учесть, что чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше выдержку можно поставить (до того момента, пока звезды не начнут вытягиваться в треки). Но при этом широкоугольные объективы дают большое поле зрения и не всегда подходят для съемки определенных композиций. Для начала оптимально будет приобрести объектив с переменным фокусным расстоянием.
Для пейзажной астрофотографии подойдут любые модели современных цифровых камер. Особое внимание стоит уделить выбору объектива: он должен быть светосильным от F2.8 и выше, а также индивидуально стоит подходить к выбору фокусного расстояния. Обычно это широкоугольные объективы 8-35 мм. Следует учесть, что чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше выдержку можно поставить (до того момента, пока звезды не начнут вытягиваться в треки). Но при этом широкоугольные объективы дают большое поле зрения и не всегда подходят для съемки определенных композиций. Для начала оптимально будет приобрести объектив с переменным фокусным расстоянием.
ЮР: Какие программы обработки нужны для астрофотографии?
Влад: Астрофотография, осмелюсь сказать, на 50% состоит из обработки. Если вы посмотрите на любую фотографию, полученную любителям астрономии в интернете, то увидите огромный список программ, в которых обрабатывалось изображение. По сути, исходник, который вы получаете во время съёмки, представляет собой тесто для пельменей, если можно так сравнить, то есть это какой-то «сырой исходник», который нужно ещё «приготовить», чтобы получился хороший результат.
Влад выделил два основных этапа обработки:
-начальная обработка в астропрограммах, например Sequator. Для получения астрофотографии делают серию снимков, которые в дальнейшем усредняют, чтобы уменьшить шумы, поскольку фото космических объектов это про длинные выдержки.
-обработка в графических редакторах, например Photoshop. Такие программы используются для точечной коррекции деталей объектов, цвето-и светокоррекции.
ЮР: А фотографировать можно только выезжая куда-то? Или в городе тоже возможно проводить такие фото сеансы?
Влад: Конечно, для более качественного результата требуется более темное небо. И чем темнее, тем лучше. Но, вообще, в астрофотографии есть несколько жанров: deep sky фото — это фотографии галактик, туманностей и звёздных скоплений; и лунно-планетное фото. Вот как раз для тех, кто захочет увлечься лунно-планетными фото, будут более лояльные условия получения снимков, поскольку Луна и планеты довольно яркий объект и их видно хорошо даже в городе. Поэтому, у кого нет возможности выезжать, например, за город, очень советую начать именно с лунно-планетной съемки, поскольку вы сможете получать вполне приемлемый результат, даже не выходя из дома, просто с балкона.
Однако, стоит отметить, что придётся бороться с тепловыми потоками от зданий, которые могут размывать изображение.
Фото: Луна. Лунно-планетная съёмка
ЮР: В среднем, сколько времени уходит на обработку одной фотографии?
Влад: По-разному, в зависимости от объекта и от фотографа. Никогда не советую обрабатывать результат сразу после его получения, придя ночью, приехав с выезда, быстро скинув с флешки фотографии. Это был очень печальный опыт, поэтому стоит к каждой фотографии подходить осмысленно и пересмотрев несколько раз исходники. У меня около двух часов может занимать процесс от этапа скидывания фотографии на компьютер до конечного результата.
ЮР: Поделись, навык астрофото можно наработать только путём проб и ошибок или есть какая-то литература или видео, по которым можно научиться?
Влад: Сейчас всё больше и больше становится ресурсов, доступных именно в интернете, в видеоформате, в формате каких-то статей, которые выпускают в основном такие же любители астрономии. Если видео, это будут зарубежные авторы, их будет большинство. Если статьи, в принципе, есть наши российские авторы, которые подробно описывают процесс, начиная от сборки всего оборудования дома, до этапа конечной обработки фотографий. Есть замечательный ресурс — Астрофорум, который объединяет, наверное, всех любителей астрономии из России. Там можно задать любой вопрос в соответствующей тематике и получить ответ, скинуть свои результаты и получить какие-то советы по обработке и исправлению ошибок.
ЮР: Ты так много смотришь на звезды и вглядываешься в бескрайние просторы вселенной, что наверно точно себе задавал этот вопрос – как ты думаешь, есть ли жизнь за пределами солнечной системы?
Влад: Утверждать что-то конкретное сложно, достоверных открытий в этой области пока нет. Но учитывая, всё многообразие обнаруженных экзопланет, вполне возможно, что какой-то из этих миров может оказаться обитаемым.
Также могу сказать, что в фильмах и художественном представлении инопланетяне в большинстве похожи на земных существ. Человек просто не может представить что-то, не основываясь на уже имеющихся образах.
И мне кажется, если мы найдем когда-то какую-то развитую жизнь, то она будет совершенно не похожа на нашу.
Вопрос инопланетной жизни – актуальный вопрос для космических исследований. Если взглянуть на задачи многих обсерваторий или межпланетных аппаратов, то они, так или иначе, пытаются найти признаки жизни за пределами солнечной системы. И недавно прозвучал новый прогноз, что это произойдет через четверть века. Саша Кванц, астрофизик из Швейцарского федерального технологического института ETH Zurich, сделал это заявление в ходе недавнего открытия нового университетского Центра происхождения и распространения жизни.
Фото: Туманность «Ведьмина метла». Deep sky фото
ЮР: Были ли какие то интересные, необычные истории? Может быть необычные явления или персонажи?
Влад: Расскажу историю, которая произошла недалеко от Бирюковки. Я выехал вечером поснимать с телескопом до темноты, то есть на точку я прибыл к закату. Когда раскладывался, меня заметил один пастух, но этого я ещё не понимал. Вижу, ко мне движется всадник на коне. _Хорошо, что с головой был (посмеялся). Потом я понял, что это пастух с местного пастбища. Он слез с коня подошёл ко мне, поздоровался, я, если честно, насторожился. Оказалось, он заинтересовался, чем тут человек занимается с большим телескопом один посреди поля. Я ему рассказал, что провожу наблюдения, фотографирую луну, предложил ему попозже подойти, когда я настрою оборудование. Он успешного сел на коня и удалился восвояси. Где-то в час ночи, я стою, снимаю и слышу звук машины и вижу свет фар. Как и стоило ожидать, это приехал тот же всадник, только уже на железном коне. Я показал ему Луну, он очень впечатлился, разговорился, выдавал философские мысли и, в итоге, просидел со мной до 4 утра, пока я не начал собираться домой. Потом мы с ним обменялись контактами и периодически общались. Ну, наверное, это был самый запоминающийся персонаж из всех.
Фото: Астраханская область
Редакция «Юга России» благодарит за подробную инструкцию по созданию астрофотографии Влада Рябинина. Надеемся, что мы вдохновили кого-то данной статьей на сотворение удивительных космических пейзажей.
Автор материала Мария Григорьева (ред. Н.Топурия)