Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:46
Автор: Ния Топурия

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов

Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности

Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

28 апреля, 2025 | 17:59

В Астрахани студентов предупредили о вербовке в «дропы» и атаках ЦИПСО

В Астрахани студентов предостерегли от участия в преступных схемах, где их могут использовать для обналичивания краденых денег, а также от влияния украинских спецслужб через интернет. Астраханский госуниверситет организовал лекцию для студентов Каспийского института, на которой сотрудники МВД подробно рассказали о новых методах интернет-мошенничества. Оказывается, злоумышленники все чаще вовлекают молодежь в так называемые "дроп-преступления". Суть схемы проста: на карту студента поступают деньги, которые он должен обналичить и передать курьеру. Но даже если студент не знал о преступном происхождении денег, ему грозит уголовная ответственность. Кроме того, эксперты предупредили о методах информационно-психологического воздействия, которые используют украинские спецслужбы. Поэтому студентам рекомендовали быть осторожными с подозрительными предложениями, связанными с сим-картами и аккаунтами на "Госуслугах". Чтобы защититься от киберпреступников, необходимо использовать сложные пар
28 апреля, 2025 | 13:51

Астрахань избежала ввоза песка с мазутом из Анапы

Власти Астраханской области оперативно предотвратили ввоз песка, загрязненного мазутом, из Анапы. Служба природопользования и охраны окружающей среды региона опровергла информацию о том, что загрязненный песок уже находится в Астрахани. Генеральный подрядчик ранее рассматривал возможность проведения работ в регионе, потому что здесь есть предприятия, занимающиеся переработкой подобных материалов. Но после анализа ситуации, правительство Астраханской области обратилось в Минприроды РФ с просьбой запретить ввоз песка. "Однако после изучения мощностей компании и возможных объемов переработки песка, правительство Астраханской области обратилось за поддержкой в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой не допустить привоза данного песка в регион, и было услышано", - заявили в Службе природопользования. Благодаря оперативной реакции властей, ввоз песка был предотвращен. "Министерство природных ресурсов и экологии РФ нас услышало, и в течение суток с подрядчиком будет под
28 апреля, 2025 | 13:04

Агитпоезд Минобороны привезет в Астрахань трофеи спецоперации

Уникальный поезд Минобороны РФ, посвященный памяти героев, прибудет в Астрахань 8 мая. Все желающие смогут посетить передвижной музей, который представит экспозиции о Великой Отечественной войне и зоне СВО. Состав поезда включает платформы с исторической и трофейной техникой, а также восемь тематических вагонов с экспозициями. Они расскажут о героических буднях и достижениях армии. Кроме того, в программе запланированы мастер-классы, полевая кухня и концерт. Также состоится телемост с бойцами в зоне СВО. "Этот важный проект направлен на сохранение исторической правды, ведь сегодня многие пытаются «украсть» нашу Победу. Но мы помним всё и не позволим никому умалить подвиг наших предков, благодаря которым все мы сегодня живем", – подчеркивают организаторы. Патриотическая акция стартовала 19 апреля и продлится до 3 июля. За это время поезд посетит 75 городов и населенных пунктов, преодолев более 33 тысяч километров. Потому что важно донести правду истории до каждого уголка страны
28 апреля, 2025 | 09:58

«Ростелеком» лидирует в цифровой трансформации и ИИ

"Ростелеком" стал триумфатором премии CDO/CDTO Awards 2025, получив награды сразу в двух номинациях. Платформа "Нейрошлюз", которую используют почти 30 тысяч сотрудников, победила как "Лучшее ИИ-решение", а зампред правления Дарий Халитов признан "Лучшим CDTO года". Премия отмечает выдающиеся достижения в развитии цифровой экономики России. И вот как прокомментировал успех компании Дарий Халитов: "За последние несколько лет "Ростелеком" прошел значимый путь в области цифровой и ИИ-трансформации, а также представил рынку собственные инновационные ИТ-продукты, созданные на базе отечественного технологического стека. Признание вклада ИТ-команды "Ростелекома" со стороны CDO/CDTO Awards – это высокая оценка нашей деятельности." Он подчеркнул, что это общая победа всех сотрудников, вовлеченных в цифровую трансформацию. И добавил: "На сегодняшний день в компании более 200 процессов заменены роботами, более 100 внутренних и клиентских сервисов работают на базе ИИ-технологий… Уверен, что