РОССИЯ — СТРАНА ЗИМНИХ ВОЛШЕБНИКОВ
Фото: ИИ Шедеврум
Кöдзыд Пöль, Тыкывак и Артхурон и это еще не все
Россия — удивительно многонациональная страна, где каждый из 89 субъектов обладает своими уникальными традициями, культурой и праздниками. Однако, несмотря на такое разнообразие, можно сказать с уверенностью, что Новый год — праздник, который отмечается всеми народами России.
До Нового года еще полтора месяца, но мы уже мы задались вопросом: «А сколько вообще Дедов Морозов живёт в России?».
На этот вопрос сложно ответить. Наверное, столько, сколько народов населяет нашу страну. Истории Дедов Морозов тесно переплетены с культурой каждого народа. Некоторым сказаниям о волшебниках – сотни лет, другие появились совсем недавно.
Ямало-Ненецкий округ: Ямал Ири
Образ деда Ямал Ири возник из детских фантазий, после объявленного в округе конкурса на лучший рисунок с изображением волшебника.
Дед носит национальную одежду северян – кисы и малицу, пояс украшен фигурками из мамонтовой кости, а седые волосы заплетены в косичку.
Ямал Ири – очень современный, у него есть мобильный телефон и номер, по которому можно позвонить, а также сайт и электронная почта.
Фото: Ямало-Ненецкий округ: Ямал Ири / сайт Ямал Ири
Якутия: Чысхаан
Хранитель вечного зимнего холода – старец Чысхаан живёт в селе Оймякон.
Российский Дед Мороз приезжает к нему ежегодно в декабре, чтобы взять символ холода и обеспечить приход зимы и Нового года.
Семья якутского деда более обширна, чем у российского. У него есть жена Хаарчаана; тесть Эхээ Дыл, отвечающий за подарки детям; теща Хотун Кыхын (Зима).
Чукотка — Тыкывак
Одного из духов-тугныгаков в эскимосской мифологии представляет Тыкывак. Он олицетворяет мороз и холод в виде человекоподобного духа, насылает стужу и снег, создаёт на земле трещины от мороза. Есть предание: земля трескается, когда Тыкывак падает на землю недалеко от своего жилища.
Согласно мифам раньше Тыкывак был злым духом. Принимая облик старика, дух заманивал юношей-охотников в свою ярангу и обманным путём убивал их. Теперь он добрый, но строгий и справедливый. Послушным детям дарит подарки, нерадивым вручает мешки со снегом, которые возле очага превращаются в лужи воды.
Якутия: Чысхаан © Михаил Фомичев/ТАСС
Коми — Кöдзыд Пöль
Финно-угорский волшебник появился в Коми в 2010 году. Его зовут Кöдзыд Пöль (холодный парень). Он живет в Финно-Угорском этнопарке в селе Ыб Сыктывдинского района, что в часе езды от столицы республики. А еще в окрестностях села живет Баба Ёма (сестра нашей Бабы Яги).
Кодзыл Поль придерживается активного образа жизни: много двигается, охотится, рыбачит, передвигается на больших охотничьих лыжах, потому он стройный и подтянутый. У Кодзыд Поля есть внучка, которую зовут Лымныв.
Тува — Соок-Ирей
В Туве новогоднего волшебника называют Соок-Ирей. Образ пришёл из тувинской «Легенды о сотворении мира», в которой присутствуют драконы Улу, копирующие внешность и повадки других существ. С одним из драконов Улу с наступлением зимы происходит чудо. Он становится человеком.
Нынешний Соок-Ирей значительно добрее старого и приносит детям подарки. Он одет в национальный костюм, а сопровождает деда Тугэни Энекэн — Матушка-Зима. Тех, кто вёл себя плохо, дед все-таки грозит заморозить, но эта строгость лишь для порядка.
Волшебники юга России
Но морозные волшебники живут не только в северных регионах, но и в южных. К сожалению, о них известно очень мало.
Осетинский волшебник в белой бурке из овечьей шерсти произошел от божества огня по имени Артхурон (Огонь Солнцевич). В его честь пекли круглый пирог с запеченной монетой, который по легенде приносит счастье. Отведать его могли только члены семьи, посторонних угощать было нельзя. Ни одна крошка от пирога не должна была упасть на землю – это сулило несчастье.
В наши дни на смену Артхурону в советское время пришел Митын Дада.
В Кабардино-Балкарии живёт Уэс-Дадэ. В Дагестане — Шахта Баба с внучкой ГарГыз приезжают из соседнего Азербайджана. В Чечне старика зовут Гор Дада — это добрый старик с седой бородой.
Фото: Финно-угорский этнопарк
Карелия: Паккайне, Талви Укко и Халла
Есть регионы, в которых живёт по несколько волшебников.
Так, например, в Карелии живёт сразу три деда и все разного возраста.
Самого молодого зовут Паккайне, он проживает в городе Олонец. Собственно, он еще совсем не дед, слишком молод. Средний по возрасту «дед» – Талви Укко. Его вотчина состоит из настоящих саамских чумов и находится в посёлке Чална. А по хозяйству деду помогает внучка Лумикка (карельская Снегурочка).
Самый старший – дед Халла, вотчина которого находится в селе Нижняя Салма. Его уютный дом обогревает камин, а хозяйством занимается добрая старушка Инкери. Помогают ей домовята – Чистюля, Непоседа и Зевака. Кроме них в резиденции живет еще одна волшебница – Тонтту, в ведомстве которой доставка новогодних подарков.
Марий Эл: Юшто Кугыза и Васли Кува-Кугыза
Марийцев с праздником Овечьей ноги (марийским Рождеством) поздравляют два Деда Мороза.
Первого зовут Юшто Кугыза (в переводе – холодный дедушка, дух холода), а его внучку – Лумудыр. Резиденция мордовского деда расположена в селе Кукнур Сернурского района.
А второй (неофициальный) – Васли Кува-Кугыза, или просто дед Василий. Живет он со старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза.
И это еще не все деды Морозы, которые живут в России. Есть еще и другие духи Зимы. Среди них выделяется Хёл Мучи из Чувашии, обладающий волшебным сундуком, способным исполнить любое желание, и разговаривающим самоваром. Нишке из Мордовии тоже стоит упомянуть: он обитает в своих семи уникальных амбарах, наполненных благами и чудесами.
И хотя каждый дед Мороз имеет свою уникальную историю и форму, их объединяет одно – желание принести радость и счастье людям в холодные зимние дни. Все эти персонажи вдохновляют детей и взрослых на веру в чудеса и доброту.
Фото: Йӱштӧ Кугыза — марийский Дед Мороз. Источник — официльная группа ВК
Автор материала Мария Григорьева / ред. Ния Топурия