В Астраханской области выросло количество детей на семейном обучении
В Астраханской области 1123 ребенка осваивают школьную программу на семейной форме обучения. Такие статистические данные изданию «Юг России» сообщили в министерстве образования и науки региона. Напомним, что ранее, в 2022 году, региональный минобр называл цифру — чуть более 800. Справедливо отметить, что тенденция общероссийская — в 2023 году в стране, по последним данным Минпросвещения, на семейном обучении и самообразовании находятся 64 тысячи детей. Пересмотреть взгляды к «хоумскулам» общество заставила пандемия, которая спровоцировала рост соответствующих предложений на образовательном рынке.
— 6 лет назад семейная форма обучения многих сильно пугала. Скачок семейного образования произошёл вовремя и после пандемии, — рассказывает изданию «Юг России» основатель и соучредитель Центра поддержки семейного образования «Вдохновение» Мария Ефремова. — На сегодняшний день есть устоявшаяся процедура перевода ребёнка на семейное образование, школа к этому готова. Но сейчас есть много работы с Министерством образования для нас, как общественной организации: когда ребёнок приходит на государственную аттестацию, у руководителей образовательных учреждений возникает много вопросов, поскольку законодательством не прописаны чёткие нормы. Мы уверены, что совместно всё разрешимо, и это будет наш совместный опыт с Министерством, — поделилась Ефремова.
Мы попытались разобраться в плюсах и минусах семейной формы обучения. Отвечая на вопросы издания «Юг России», заместитель министра образования и науки Астраханской области Ирина Мудрая отметила, что семейная форма образования — выбор каждого отдельного ребёнка и родителя, и министерство образования и науки Астраханской области не вправе рекомендовать переход на какую-либо форму обучения. Однако, и расходы, связанные с таким образованием, также ложатся на плечи родителей.
— Важно отметить, что при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями , навыками и компетенцией, приобретение опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта, применение знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования, — отметила Мудрая.
Здесь следует различать зоны ответственности, которые несут родители и школа. За качество получаемого образования ребенка на семейном обучении полностью отвечают его родители или законные представители.
Образовательная организация же обязана обеспечить академические права детей, находящихся на семейном обучении, а также организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, прокомментировала Ирина Мудрая.
А теперь о плюсах семейной формы образования:
— системный подход к развитию сильных сторон, предрасположенностей и талантов обучающегося;
— возможность корректировки образовательной программы под запросы и интерес ребёнка;
— возможность сбалансировать нагрузку , как следствие более оперативное освоение материала и уменьшение физической нагрузки из-за недосыпа;
— отсутствие факторов напряжения и стресса из-за более щадящих условий обучения.
Минусами могут стать сложности социализации и необходимость высокого уровня самодисциплины, ответственности и вовлеченности. Также риском является отсутствие проведения профилактических бесед, проводимых в образовательных учреждениях, которые могут уберечь детей от преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
Фото: Supa.ru|Джессика Льюис