Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:42
Автор: Ния Топурия
Иван Сусанин

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов
Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

 

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

 

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

 

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

 

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

 

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

 

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

 

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности
Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

 

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

17 апреля, 2025 | 17:27

В Астрахани врачи, приставы и журналисты вошли в регистр доноров костного мозга

Врачи, приставы и журналисты Астрахани, вдохновленные "Огнем жизни", пополнили ряды регистра доноров костного мозга, даря надежду на спасение жизней. Астрахань стала очередным городом, где ярко вспыхнула Всероссийская эстафета "Огонь жизни", призванная привлечь внимание к проблеме поиска доноров костного мозга. Эстафета в целой сотне городов по всей России запустили Федеральное медико-биологическое агентство совместно с Благотворительным фондом «Импакт» и Фондом поддержки социальных инициатив «Огонь жизни». Акция объединила в Астрахани врачей, судебных приставов и журналистов, готовых подарить шанс на жизнь тем, кто отчаянно нуждается в трансплантации. Медики Астраханской клинической больницы ЮОМЦ ФМБА России не только обеспечили медицинское сопровождение мероприятия, но и личным примером продемонстрировали свою приверженность благородному делу, пополнив Федеральный регистр доноров костного мозга. "Я невероятно горда, что наши врачи, медсёстры и многие другие сотрудники не остал
17 апреля, 2025 | 12:27

Астраханские пограничники изъяли у браконьеров осетров на 6 млн рублей

В Астраханской области пограничники пресекли незаконный оборот осетровых. В районе села Маково Володарского района при осмотре лодки с тремя местными жителями обнаружено 45 осетров общим весом более 130 кг. "Сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области предотвращён незаконный оборот водных биологических ресурсов, - сообщили в пресс-службе ведомства. - В районе с. Маково приграничного Володарского района Астраханской области при осмотре плавсредства, в котором находилось трое местных жителей, обнаружено шесть полипропиленовых мешков с рыбой осетровых видов в количестве сорока пяти экземпляров общим весом более ста тридцати килограммов". По предварительной оценке, ущерб водным биоресурсам превысил 6 миллионов рублей. Рыба и лодка изъяты. Сейчас проводится проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение в отношении причастных к браконьерству. Фото и видео: ФСБ России по Астраханской области Читайте такж
17 апреля, 2025 | 11:46

В Астрахани девушке-инвалиду прокуратура помогла получить лекарство стоимостью 1,3 млн рублей

В Астраханской области прокуратура добилась обеспечения девушки с инвалидностью дорогостоящим лекарством стоимостью более 1,3 млн рублей. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства. Проверка показала, что 20-летняя жительница ЗАТО Знаменск, инвалид 2 группы, нуждалась в дорогостоящем препарате. Однако, как выяснила прокуратура, "Городская больница ЗАТО Знаменск" несвоевременно выписала рецепт, а региональный Минздрав не закупил лекарство. "В нарушение требований законодательства об основах охраны здоровья граждан ГБУЗ АО «Городская больница ЗАТО Знаменск» после обращения на прием 20-летней пациентки своевременно не выписало ей рецепт на получение данного лекарства", - говорится в сообщении прокуратуры. После прокурорского представления и иска в суд, девушке выписали рецепт, а Минздрав закупил и доставил необходимое лекарство. В ведомстве подчеркнули, что права инвалида восстановлены. "В результате принятых мер права инвалида 2 группы восстановлены, препарат передан заявителю. Кром
16 апреля, 2025 | 18:24

Губернатор Бабушкин потребовал закрывать рыбные цеха при подозрении на браконьерство

Астраханский губернатор Игорь Бабушкин распорядился усилить контроль за выловом рыбы, особенно в свете полного запрета на вылов воблы в 2025 году. Он призвал закрывать цеха, если есть сомнения в законности происхождения рыбы, и усилить проверки на рынках. "Если есть сомнения в её незаконном происхождении, а руководство отказывается предоставлять необходимые документы, цеха нужно закрывать и опечатывать до выяснения всех причин. Кроме того, нужно постоянно проверять рынки на предмет реализации сомнительной рыбной продукции", – заявил губернатор на совещании по сохранению водных биоресурсов. Игорь Бабушкин подчеркнул, что необходимо пресекать любое истощение запасов Волги. Он также потребовал активнее бороться с браконьерством, особенно учитывая низкий уровень воды в реке, который, по словам министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Сергея Еськова, усугубляет ситуацию. "Вылов должен осуществляться строго в соответствии с действующими правилами. А с нарушителями нужно ра