Все о визуальной эстетике оперы «Иван Сусанин» в Астраханском кремле

Дата: 2 сентября, 2023 | 07:42
Автор: Ния Топурия
Иван Сусанин

Самая зрелищная и масштабная опера на юге России пройдет 2 и 3 сентября

Уникальные голоса и потрясающая хореография бесспорно главное в постановке любой оперы. Но что касается полюбившегося астраханцам проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», то вряд ли кто-то поспорит с тем, что зритель в данном случае приходит на оперу, как на шоу и здесь визуальная эстетика играет чуть ли не первостепенную роль.

Благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив в историческом центре Астрахани вновь состоится одно из самых зрелищных культурных событий года на юге России. В этом году в Астраханском кремле уже 2 и 3 сентября состоится премьера оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Проект является одним из мероприятий Международного фестиваля классического искусства «Каспийские сезоны», реализуемого в рамках национального проекта «Культура».

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле представляет собой уникальное сочетание музыки, театрального искусства и архитектуры. Кремль Астрахани является историческим и культурным памятником, который создает особую величественность и атмосферу России 17 века. Декорации, костюмы и световые эффекты помогают воссоздать и передать эмоции героев. Но обо всем по порядку…

Сценография или битва творческих умов
Гарри Гуммель — художник-постановщик спектакля «Иван Сусанин», создал чертежи, отражающие художественный вкус, профессиональные знания и виртуозную реализацию. Через художественные средства зритель видит дизайн сцены и внешний облик спектакля, передающие идею, настроение, стиль и атмосферу, соответствующие общему творческому замыслу режиссера Михаила Панджавидзе. Хотя, как он сам шутит : «к режиссеру идти без своего видения нельзя. А то он там такого напридумывает».

 

— Сказать, кто что выдумал вообще невозможно — один предложил одну идею, другой ее пытался разработать, также как художник по костюмам вплетается в этот процесс и мы все втроем «варимся» в нем. Потом приходит балетмейстер и говорит, что все было не так и переставляем декорации и меняем костюмы. Это взаимный процесс, когда дитя уже рождено, оно не похоже на то, каким зачиналось, — признался изданию «Юг России» Гарри Гуммель.

И хотя работа над сценографией еще продолжается, сейчас уже точно можно сказать, что Гуммель уделил особое внимание эстетической составляющей спектакля, создавая множество картин, которые меняются на протяжении всего действа. Он описал две картины с технической составляющей, включая разработку чертежей, планов, общей визуализации проекта, а также создание декораций на территории Астраханского Кремля, работу со светом и создание световой драматургии спектакля. Первая картина показывает деревню в лесу с домом Ивана Сусанина, а вторая переносит нас в замок Сигизмунда III в Польше. Декорации имитируют башни Астраханского Кремля и включают элементы анфилады, где будут проходить хор и балет. Трон Сигизмунда устанавливается перед арками, а портальные башни также служат световыми и прячут в себе прожекторы.

 

— Самое важное было — вписаться в архитектуру ансамбля кремля. Здесь 2 варианта — подчиниться тому, что есть, или пойти на перекос и поставить — «летающую тарелку». Мы, проникшись глубоким уважением к нашей истории и невзирая на слёзы театральных мастерских, выбрали первый вариант. При этом во время спектакля мы будем переноситься из лесной деревни в Польшу, в лес, в Москву. Большое значение здесь имеют костюмы, которые разбавят окружающую атмосферу красками, а для усиления визуального ряда используем видеопроекцию, которая передаст необходимое состояние — снег, вьюгу, дождь и многое другое, что увидит зритель в каждой сцене, — приоткрыл завесу тайны Гарри Гуммель.

 

Этника — бесконечный источник вдохновения

Традиционный русский костюм всегда являлся источником вдохновения художников. И в работе над костюмами для оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», Татьяна Кондрычина, талантливый художник по костюмам, учла все составляющие этнического образа героев. Она детально изучила неповторимость стиля, силуэтные формы, орнаменты, раппорты и цветовой колорит.

 

Каждый костюм, созданный Татьяной, отражает глубокое понимание и любовь к русскому народному искусству. Ее работы не только точно передают дух и автентичность русской традиции, но и воплощают красоту и гармонию этого эпохального периода.

 

— Сейчас очень много прочтений, где костюмы современные, а мне кажется, что зрителю очень интересно заглянуть в историю и посмотреть, как было все на самом деле. И правда костюмы кроились по историческим лекалам, но с учетом того, что это все-таки театральные костюмы, им нужно в нем жить, двигаться и работать, — рассказала Татьяна Кондрычина.

 

Цветовая гамма, использованная в костюмах, создает атмосферу принадлежности к определенному времени и эпохе. Безупречно подобранные сочетания тонов и оттенков позволяют увидеть всю глубину и широту культурного наследия родины.

 

Световые акценты — ключ к зрелищности и масштабности
Благодаря световым эффектам, над которым трудится художник по свету Сергей Шевченко, постановка становится особенно зрелищной и запоминающейся. Они расставляют акценты в сюжете, выделяют главных героев, создают эффекты перемены времени суток и передают эмоции.

Опера «Иван Сусанин» в Астраханском кремле является одним из самых ярких событий года на юге России. Она привлекает не только любителей оперы, но и широкую аудиторию, интересующуюся культурой и искусством и являются одним из самых ярких событий года на юге России.

 

Для справки:

«Международный фестиваль «Каспийские сезоны» – крупнейшее событие не только для Астраханского региона, но и всего Каспийского союза. Проходящий в его рамках проект «Русские оперы в Астраханском кремле» реализуется уже более 10 лет и успел стать визитной карточкой Астраханского края и юга страны в целом. Каждое представление – крупное культурное событие, вызывающее интерес и внимание всего российского и международного сообщества. Сбер с большим вниманием подходит к социально-значимым проектам – и весь Фестиваль уже третье культурно значимое мероприятие за 2023 год в регионе, которое всесторонне нами поддерживается».

Другие новости из этой категории

22 ноября, 2024 | 17:29

Минюст РФ включил Олега Шеина в список иностранных агентов

22 ноября 2024 года Министерство юстиции России пополнило реестр иностранных агентов, добавив туда бывшего депутата Госдумы от Астраханской области Олега Шеина. Власти утверждают, что Шеин активно сотрудничал с медиа, имеющими статус иностранных агентов, и распространял недостоверную информацию о российских государственных решениях. Также в обновлённый список вошёл Вадим Ваганов, открытый ЛГБТ-активист и экс-участник петербургского «Яблока». Его деятельность, включая распространение неверных данных об избирательной системе страны, привлекла внимание ведомства. В то же время из реестра исключили общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», которое было ликвидировано.
22 ноября, 2024 | 10:52

С 25 ноября ограничивается проезд в Казахстан через пункт пропуска Караузек

В Астраханской области вводят ограничения на проезд в Казахстан через пункт пропуска Караузек. Это связано с модернизацией, которая начнется 25 ноября и продлится до 16 декабря. В это время на пункте будут устанавливаться новые группы оборудования для въезда. Минтранс региона советует водителям заранее планировать свои поездки, чтобы избежать задержек и выбрать альтернативные маршруты во время проведения работ. Читайте также: Около 100 фур скопилось у автомобильного пункта пропуска «Караузек» в Красноярском районе Астраханской области на границе с Казахстаном. Об этом сообщает пресс-служба губернатора Астраханской области. https://yugrf.ru/astrahanskaya-oblast/probka-iz-fur-obrazovalas-v-astrahanskoj-oblasti-na-granicze-s-kazahstanom/
22 ноября, 2024 | 10:16

В Астрахани водитель «Лады Гранта» спровоцировал ДТП со скорой помощью

21 ноября 2024 года в 4:20 утра мужчина 1999 года рождения на автомобиле "Лада Гранта" не уступил дорогу и столкнулся с машиной скорой помощи "Газель", за рулём которой находился водитель 1955 года рождения. В результате аварии пострадали две женщины-медицинские работники, рожденные в 1955 и 2003 годах, которые находились в машине скорой помощи. Госавтоинспекция Астрахани сейчас выясняет все детали этого происшествия.
Юг России, Заглушка
21 ноября, 2024 | 19:01

Астраханский кремль эвакуировали из-за анонимных звонков

Жители Астрахани, внимание! Как сообщили изданию "Юг России" в силовых структурах, сегодня в несколько учреждений города поступили анонимные звонки, содержащие информацию, требующую быстрой проверки. Чтобы обеспечить безопасность граждан, сотрудники правоохранительных органов организовали срочную эвакуацию людей из зданий, где проводятся проверочные мероприятия. Уважаемые астраханцы! В ряд организаций нашего города поступили анонимные звонки с информацией, подлежащей незамедлительной проверке. Сотрудниками правоохранительных органов в целях обеспечения безопасности граждан организована эвакуация людей из зданий, в которых проводятся проверочные мероприятия. Просим с пониманием отнестись к принятым мерам, сохранять спокойствие и не распространять ложную информацию. В Астраханском кремле размещены Успенский кафедральный и Троицкий соборы, церковно-приходская библиотека, Кирилловская часовня, православная гимназия и выставочный центр Цейхгауз. В выставочном центре временно размещены