Сибирский дракон старше китайского

Дата: 1 ноября, 2023 | 11:00
Автор: Валерия Жирнова

 

Тайна Июсского клада

По восточному календарю 2024-й — год Зеленого Деревянного Дракона. Мы традиционно будем читать китайский гороскоп и закупаться новогодними сувенирами с изображением этого мифического существа.  Который, кстати, в восточной культуре символизирует власть, благородство, честь, удачу и успех.

Как правило, образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем. Но в этой статье «Юг России» расскажет о том, какой же след  оставил символ предстоящего года в истории нашей страны и почему Сибирский дракон старше китайского.

Дело было в 70-х годах прошлого века. Простые трактористы сын и отец Фефеловы пахали поле около небольшого озера Сарат вблизи села Июс. Как вдруг впереди идущий «Кировец» сына вывернул из земли странный предмет, завернутый в белую бересту. Отец увидел это, остановил свой трактор рядом с находкой и вытянул из земли большой бронзовый котел. А внутри лежали разные предметы, включая превосходной сохранности поясные пряжки с изображением дракона. Находка была названа «Июсский клад».

Сначала все подумали, что это пряжки, каким-то образом попали в Сибирь из Китая. Но позднее ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор наук, Андрей Павлович Бородовский  раскрыл тайну происхождения драконов, изображенных на поясных пряжках  Июсского клада. Согласно сообщению издания «Наука в Сибири», эти артефакты относятся к эпохе раннего железа, конец первого тысячелетия до нашей эры.

— В Китае периода ханьской эпохи ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности, — отметил ученый. — Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе, — сообщил изданию Бородовский. 

Ученый считает, что июсские драконы имеют местное исполнение и представляют собой самостоятельное развитие образа, а никак не копию китайского. И хотя Южная Сибирь сильно подверглась китайскому влиянию, эти драконы свидетельствуют, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт.

Бородовский утверждает, что на момент создания июсских драконов в Китае еще не существовало устоявшего образа дракона, который впоследствии стал существенной частью китайской национальной идентичности. В то время в Южной Сибири драконы уже изображались в характерной змееобразной позе. Однако по мнению Бородовского, эти образы драконов существовали до II века нашей эры и затем были забыты.


Автор материала: Валерия Жирнова/ред. Ния Топурия
Фото: Андрея Бородовского, ИИ Шедеврум. 

 

Другие новости из этой категории

19 ноября, 2025 | 13:01

Ландшафтные архитекторы раскритиковали городское озеленение на юге

Астрахань, Юг России. Нежизнеспособные аллеи и "мертвые" скверы — такую жесткую оценку озеленению в городах Юга России дали эксперты Ассоциации специалистов зеленой инфраструктуры Юга на конференции в Астрахани, где побывал корреспондент издания "Юг России" Марина Ли. Изменение климата, необходимость замещения импорта, нормативное регулирование, сложности в работе с госзаказчиками – вопросы, ставшие темами конференции Ассоциации специалистов зеленой инфраструктуры Юга, которая состоялась в Астрахани в конце октября. В ней приняли участие агрономы, дендрологи, ландшафтные архитекторы из Астраханской области, Краснодара, Ставропольского края, Ростова-на-Дону, Крыма и Воронежа. Для специалистов осенняя конференция - это не просто закрытие сезона, но и возможность обсудить самые болевые точки, а они, как оказалось, везде похожие. Так, если при работах по озеленению заказчиками выступают муниципалитеты или госучреждения - на первое место выходят формальные признаки: лишь бы документы
13 ноября, 2025 | 12:53

В астраханской ИК-6 состоялся мастер-класс по колокольному звону для осужденных

В исправительной колонии № 6 УФСИН России по Астраханской области состоялся необычный и духовно насыщенный мастер‑класс — осуждённым продемонстрировали искусство колокольного звона. Как сообщили изданию "Юг России" в пресс-службе УФСИН России по Астраханской области, мероприятие организовано при содействии члена общественного совета, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла Астраханской епархии РПЦ протоиерея Марка Муратова в рамках программы по социальной адаптации и духовно‑нравственному просвещению осуждённых. Гостем колонии стал опытный звонарь, заместитель руководителя по молодёжному служению Астраханской епархии дьякон Павел Акименко, который не только рассказал об истории и традициях русского колокольного звона, но и показал на практике основные приёмы исполнения различных перезвонов. Участники мастер‑класса узнали о символике и значении колокольных звонов в православной культуре, об устройстве колокольни и особенностях разных типов колоколов и о ритмических формулах и
12 ноября, 2025 | 09:21

Джаляп-Джаляп: Астраханцы нашли альтернативный путь Старому и Новому мосту через 2 парома 

Накануне вечером транспортный коллапс в Астрахани достиг апогея после закрытия Старого моста и гигантских пятичасовых пробок на Новом мосту. Люди вынуждены были искать абсурдные пути домой, а истории о транспортных мучениях становятся похожи на страшные сказки. Главное требование жителей – запрет на проезд большегрузов в часы пик. Сегодня мы собрали самые яркие истории астраханцев, которые приключились с ними вчера. "Я был в шоке! Власти предложили искать "альтернативный путь"? Так вот, я долго мучил навигатор, с интернетом беда в Астрахани, и это путь нашелся  в виде  адского круга через два парома! Через паром села Маячное и обратно через паром поселка Волго-Каспийский! Это 105 километров!",– возмущается Константин. Ему, как и многим другим астраханцам, пришлось искать немыслимые способы добраться домой. "Пока ждал паром, познакомился с другим водителем. У него сын, как и у меня, второклассник во вторую смену учится. Представляете, что он чувствует, когда не может вовремя забрать
12 ноября, 2025 | 08:07

Астраханцы требуют ввести запрет на проезд большегрузов в часы пик

Сегодня утром Астрахань, как и ожидалось, столкнулась с транспортными заторами, но благодаря действиям ГИБДД ситуация оказалась лучше, чем предполагали. Дорожная полиция организовала движение общественного транспорта на Новом мосту, что позволило немного разгрузить трафик. Сотрудники Госавтоинспекции с самого утра патрулируют Новый мост и сопровождают автобусы, маршрутки и такси по отдельной полосе. Это облегчает передвижение не только пассажирам общественного транспорта, но и обычным автомобилистам, поскольку габаритные автобусы не занимают все полосы движения. Но, несмотря на усилия ГИБДД, жители города продолжают испытывать неудобства из-за закрытия Старого моста. Поэтому многие астраханцы задаются вопросом: почему не ограничить движение большегрузного транспорта? Этот вопрос особенно остро стоит для жителей Трусовской стороны, ведь именно они в большей степени ощущают последствия пробок из-за фур. Сейчас, когда один из мостов закрыт и транспортная ситуация обострилась, жители