Сибирский дракон старше китайского
Тайна Июсского клада
По восточному календарю 2024-й — год Зеленого Деревянного Дракона. Мы традиционно будем читать китайский гороскоп и закупаться новогодними сувенирами с изображением этого мифического существа. Который, кстати, в восточной культуре символизирует власть, благородство, честь, удачу и успех.
Как правило, образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем. Но в этой статье «Юг России» расскажет о том, какой же след оставил символ предстоящего года в истории нашей страны и почему Сибирский дракон старше китайского.
Дело было в 70-х годах прошлого века. Простые трактористы сын и отец Фефеловы пахали поле около небольшого озера Сарат вблизи села Июс. Как вдруг впереди идущий «Кировец» сына вывернул из земли странный предмет, завернутый в белую бересту. Отец увидел это, остановил свой трактор рядом с находкой и вытянул из земли большой бронзовый котел. А внутри лежали разные предметы, включая превосходной сохранности поясные пряжки с изображением дракона. Находка была названа «Июсский клад».
Сначала все подумали, что это пряжки, каким-то образом попали в Сибирь из Китая. Но позднее ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор наук, Андрей Павлович Бородовский раскрыл тайну происхождения драконов, изображенных на поясных пряжках Июсского клада. Согласно сообщению издания «Наука в Сибири», эти артефакты относятся к эпохе раннего железа, конец первого тысячелетия до нашей эры.
— В Китае периода ханьской эпохи ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности, — отметил ученый. — Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе, — сообщил изданию Бородовский.
Ученый считает, что июсские драконы имеют местное исполнение и представляют собой самостоятельное развитие образа, а никак не копию китайского. И хотя Южная Сибирь сильно подверглась китайскому влиянию, эти драконы свидетельствуют, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт.
Бородовский утверждает, что на момент создания июсских драконов в Китае еще не существовало устоявшего образа дракона, который впоследствии стал существенной частью китайской национальной идентичности. В то время в Южной Сибири драконы уже изображались в характерной змееобразной позе. Однако по мнению Бородовского, эти образы драконов существовали до II века нашей эры и затем были забыты.
Автор материала: Валерия Жирнова/ред. Ния Топурия
Фото: Андрея Бородовского, ИИ Шедеврум.