Сибирский дракон старше китайского

Дата: 1 ноября, 2023 | 11:00
Автор: Валерия Жирнова

 

Тайна Июсского клада

По восточному календарю 2024-й — год Зеленого Деревянного Дракона. Мы традиционно будем читать китайский гороскоп и закупаться новогодними сувенирами с изображением этого мифического существа.  Который, кстати, в восточной культуре символизирует власть, благородство, честь, удачу и успех.

Как правило, образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем. Но в этой статье «Юг России» расскажет о том, какой же след  оставил символ предстоящего года в истории нашей страны и почему Сибирский дракон старше китайского.

Дело было в 70-х годах прошлого века. Простые трактористы сын и отец Фефеловы пахали поле около небольшого озера Сарат вблизи села Июс. Как вдруг впереди идущий «Кировец» сына вывернул из земли странный предмет, завернутый в белую бересту. Отец увидел это, остановил свой трактор рядом с находкой и вытянул из земли большой бронзовый котел. А внутри лежали разные предметы, включая превосходной сохранности поясные пряжки с изображением дракона. Находка была названа «Июсский клад».

Сначала все подумали, что это пряжки, каким-то образом попали в Сибирь из Китая. Но позднее ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор наук, Андрей Павлович Бородовский  раскрыл тайну происхождения драконов, изображенных на поясных пряжках  Июсского клада. Согласно сообщению издания «Наука в Сибири», эти артефакты относятся к эпохе раннего железа, конец первого тысячелетия до нашей эры.

— В Китае периода ханьской эпохи ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности, — отметил ученый. — Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе, — сообщил изданию Бородовский. 

Ученый считает, что июсские драконы имеют местное исполнение и представляют собой самостоятельное развитие образа, а никак не копию китайского. И хотя Южная Сибирь сильно подверглась китайскому влиянию, эти драконы свидетельствуют, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт.

Бородовский утверждает, что на момент создания июсских драконов в Китае еще не существовало устоявшего образа дракона, который впоследствии стал существенной частью китайской национальной идентичности. В то время в Южной Сибири драконы уже изображались в характерной змееобразной позе. Однако по мнению Бородовского, эти образы драконов существовали до II века нашей эры и затем были забыты.


Автор материала: Валерия Жирнова/ред. Ния Топурия
Фото: Андрея Бородовского, ИИ Шедеврум. 

 

Другие новости из этой категории

18 октября, 2024 | 20:13

В Астраханской области предложили изменения в закон об оружии

Депутаты Думы Астраханской области представили в Государственную Думу законопроект, предлагающий изменения в существующий федеральный закон "Об оружии". Основная цель документа — улучшение культуры обращения с оружием и повышение уровня навыков у граждан, что в современных условиях рассматривается как способ укрепления обороноспособности страны. Законопроект предусматривает, что россияне, впервые приобретающие охотничье метательное оружие, теперь должны будут пройти обучение по безопасному обращению с ним. Это дополняет уже существующую практику подготовки для владельцев других видов огнестрельного оружия. Также изменения коснутся владельцев гладкоствольного оружия, которые хотят перейти на нарезное. Новый закон требует, чтобы такие граждане прошли специальное обучение, позволяющее получить технические знания и навыки по его безопасному использованию. Кроме того, разработчики предлагают установить регулярные проверки на знание правил для всех владельцев оружия, увеличив список
7 октября, 2024 | 14:00

Астраханская область предлагает легализовать использование ГТС для разведения рыбы

В Государственную Думу России поступил законопроект от Думы Астраханской области, предлагающий изменения в правила использования гидротехнических сооружений (ГТС) без их прямого эксплуатационного назначения. Этот шаг позволит разместить рыбоводные объекты на временно неиспользуемых ГТС. В России неоднократно фиксировались случаи использования ГТС для целей, отличных от их основной функции. Например, Астраханский вододелитель был построен в 1977 году для регулирования уровня воды на территории области. Хотя судоходные шлюзы комплекса были предназначены для временного подпора воды в период спада половодья, с 1989 года они не использовались по назначению из-за отсутствия необходимости. Фактически более 20 лет судоходные шлюзы используются рыбоводными компаниями, которые занимаются выращиванием рыбы и сохранением редких видов осетров в регионе, создавая уникальные племенные стада этих рыб. Законопроект предлагает изменения в Федеральный закон об аквакультуре, разрешая использование Г
3 октября, 2024 | 12:37

Астраханская молодёжь строит планы вместе с проектом «Билет в будущее»

Участники федерального проекта «Билет в будущее» из Астраханской области поделились своими впечатлениями и планами на учебный год 2024/2025. Профессиональная ориентация помогает молодёжи определить свои интересы и таланты, что является ключевым шагом к успешному выбору будущей профессии. Кроме того, на платформе «Билет в будущее» размещены рекомендации и советы о том, как помочь ребенку определиться и построить карьеру осознанно. Именно эту цель преследуют инициаторы проекта. «Федеральный проект «Билет в будущее», безусловно, помогает школьникам сориентироваться и подойти к выбору профессии с умом. Проект важен и нужен детям, поскольку многим из них очень сложно определиться с выбором, когда вокруг так много направлений для самореализации и так много разной информации. У участников появляется больше инструментов для того, чтобы сориентироваться, разобраться и осмысленно определить для себя, в каком направлении двигаться. После диагностик можно получить качественные рекомендации
26 сентября, 2024 | 16:48

Астраханская «Спящая красавица» обойдется в 23 млн рублей

Астраханский театр оперы и балета готовит самую дорогую постановку в своей истории — балет «Спящая красавица». Произведение Петра Чайковского и Мариуса Петипа обошлось в 23 миллиона рублей, что значительно превышает бюджет прошлых проектов, реализованных на сцене театра. По словам Олега Молчанова, художника-постановщика, многие театры просто не могут себе позволить подобные расходы. Он напомнил, что «Спящая красавица» уже была «рождена» русским классиком, как одна из самых роскошных балетных сказок. [caption id="attachment_8993" align="alignnone" width="800"] Фото: Астраханский театр оперы и балета[/caption] «Когда Всеволожский пригласил Петра Ильича Чайковского написать музыку и замышлялся этот масштабный проект, он потратил на него четверть бюджета вообще всех театров Российской Империи. Он просто взял и вот такой кусок отстегнул. Это было просто немыслимое на то время роскошество. Но эта традиция продолжается. Вот и сейчас сделать «Спящую красавицу» очень сложно, потому что это